С детства злит, когда говорят, что делать. Говорить что делать - это использовать глагол в повелительном наклонении с целью, которая может варьироваться от относительно невинной, или даже той, что якобы может пойти мне на благо (словно кто-то другой знает, что есть для меня оно), до откровенной манипуляции: "сделай для меня это, потому что я так хочу". И если кто-то захочет не найти во мне союзника, разозлить, а в крайних случаях уничтожить личный интерес - попробуйте сказать, что мне делать. А лучше не стоит, потому что в зависимости от настроения, на вас может обрушиться метеоритная лавина моего праведного гнева.
Это касается не только меня. Если понаблюдаете за собой и за теми, с кем общаетесь - в лучших случаях половина вашего окружения, и в лучшем случае половину всего времени общения с ней вы говорите друг другу, что делать. Это настолько в порядке вещей, что даже не замечается. Почему? Потому что очень рано нам начинают говорить, что делать и что не делать, в приказном порядке, как правило, без шансов на возражение, авторитарными подавлениями какой-либо оппозиции. Так вполне удобно воспитывать детей, но скорее всего так мы воспитываем не индивидуальность в них, а спрессованную злость, нереализованные мечты, страхи авторитетов (зачастую сомнительных) - личность, отдаленно напоминающего то уникальное создание, пришедшее в этот мир не просто так. И уж точно не для того, чтобы ему говорили, что делать.
Даже в мелочах. "Купи хлеб", "Ешь больше овощей", "Возвращайся вовремя", "Не нужно тебе быть художником, будь юристом", "Этот мужчина для тебя слишком стар", "Будь более открытым", "Тебе нужно развиваться в этом направлении" и т.д. Мы так часто говорим друг другу, что делать, что забываем, как бы сделали без чьего-либо совета, и что можно вообще-то отлично жить без чьего-либо совета. Иногда интересует, как бы поступил человек в подобной моей ситуации - это сбор данных, имея которые можно узнать лучше другого, а также оценить, что целесообразно для меня в определенной ситуации, решив о предстоящем поступке тем местом, которым зачастую принимаю самые свои правильные (для меня) решения. Это отличается от совета и послушания ему, какой бы он ни казался премудрый.
А некоторые умудряются приходить с советами и уподобляться проводнику, завалившемуся в купе к парочке в самом разгаре их интимного веселья. Когда такое случилось в последний раз, я настолько опешила, что едва хватило на вежливость. Я ненавижу советующих.
И - парадокс: сама часто даю советы. Может, это не так прямо откровенно советы, но суть остается - я без приглашения вмешиваюсь в жизнь другого человека. Кто же запутал человеческую природу настолько, что она поступает так, как больше всего поступать ей не нравится? И поможет ли самовоспитание в этом случае? Я верю, что да. Счастье освобождения, когда вовремя останавливаюсь от указания другому, что ему делать, от очередного псевдосовета. Иллюзия всезнания такая плотная. Об этом стоит помнить.
А ещё, говоря другим, что им делать, мы подсознательно берем ответственность (которую чаще не осознаем) на себя за их дальнейшее действие.