Apr 16, 2009 01:57
Летом старалась смотреть все выпуски на ТВ, посвященные "Кинотавру". Режиссеры, актеры и сценаристы обсуждают преимущества и недостатки той или иной картины. В этом году по итогам всех этих обсуждений и палемики захотелось посмотреть многие фильмы: "Плюс один" (рассказывает об истории кукольника), "Четыре возраста любви" (интересный сюжет + несравненная и обожаемая мной Лия Ахеджакова) и "Юрьев день"(его судьбу на "Кинотавре" решали очень долго и мучительно, многие выступали против присуждения награды).
Именно последний на прошлой неделе показали в "Закрытом показе" Александра Гордона. В студии были представители съемочной группы: операторы, актеры, продюсеры, а также режиссер Кирилл Серебренников.
Но перед обсуждением фильма в аудитории его всегда показывают.
Вот и я погрузилась в просмотр.Точнее не сказать,чтобы очень погрузилась. Сначала мне показалось, чтов фильме ничего особенного: женщина приезжает со своим сыном на машине в небольшой городок, желая показать ему свою Родину, однако проходя мимо реки не может вспомнить ее названия....На что сын достаточно едко,но метко реагирует...Мол,чего ты от меня хочешь,если сама уже находишься далеко от этого городка, точнее высоко. Они идут в музей, на колокольню, она начинает петь (оперная певица ведь)...и тут мне резануло ухо...природный тембр Любы (актриса Ксения Раппопорт) совершенно меняется. Вроде бы по озвучке слова попадают,но вот что касается звука, то сразу виден ляп...
В этом музее женщина теряет сына...точнее он исчезает....вникуда....естественно, мать устраивает поиски,обращается в милицию, где отказываются принимать заявление....Затем следователь все же принимает дело. И тут огромную роль начинают играть совпадения в деталях. Сначала в реке находят утопленника, одетого как ее сын. Люба уже узнает его...но потом это вдруг оказывается не он. В церкви среди послушников отыскивают парня с таким же именем, героиня узнает и его,опускается по стене...но и это не ее сын. Последним "сыном" стыл зек в камере для больных туберкулезом, схожи имя,фамилия...но и это не Андрей сын пропал. По поводу этих эпизодов было большое количество комментариев, споров, рассуждений и непониманий. Хотя мне лично сразу стало ясно, как мать могла так обознаться.На глазах у нее была пелена непреодолимого желания найти сына, поэтому она пыталась предвосхитить, попытаться убедить себя, что это он, он здесь,рядом с ней...но в реальности это не так.
После этой,самой важной потери,вернее,лишения, она начинает терять и себя...Красит волосы так же,как и ее новоявленная подруга,чтобы быть такой же,как остальные, одевается в какое-то тряпье...И...ТЕРЯЕТ ГОЛОС. Это вторая серьезная потеря(конечно,несравнимая с сыном),ведь она больше ничего не умеет. Но именно в этом городке, заброшенном и унылом,в ней просыпаются человеческие качества,она сострадает и помогает больным зекам,пытается проучить настырного Коляна(собутыльника-приятеля ее подруги),ошпарив ему лицо кипятком....Но самым ярким моментом, который показывает совершенное обезличивание - это эпизод, когда она называет себя ЛЮСЕЙ, а ведь раньше она так гнушалась этого имени.
Но в финале нас все же пытаются вернуть к светлому-Люба приходит в церковь,просится в хор,начинает петь....а ее спрашивают,умеет ли она вообще петь...удар просто ниже пояса.В финале-профиль героини на фоне окошка, она тихо напевает мотив молитвы...
Просто бурю эмоций,шквал вопросов и миллион непониманий вызвал фильм. Была даже фраза, что это чуть ли не худшая роль Ксении Раппопорт,ей не дали сыграть...Это меня оскорбило больше всего.Насколько выразительны были глаза!Мне кажется,что большинство ее мыслей и чувств читалось именно в них.Особенно в сцене, когда она,когда-то утонченная и интеллигентная, занимается сексом с мужиком в наколках, у которого к ней просто животный интерес.Ее глаза в кадре крупным планом.Они не выражают НИЧЕГО, потому что им НЕЧЕГО выражать.Она потеряла все самое дорогое,что у нее было в жизни,больше никакого смысла нет...Говорили о том,что в российской провинции не все так плохо и чудовищно,как в фильме...Интересно знать, кто из тех рассуждующих и говорящих красивые слова об интеллигенции,катарсисе и т.д. бывали в русских глубинках?А ведь бывает и так,а порой и хуже! в чем пошлость, мерзость,и что именно вызывает отвращение?Особенно меня поразила девушка-критик, одетая в нарядный костюмчик, с накрашенными губками и уложенными блондинистыми волосами, что это все пошло и ужасно.Ну да,действительно,но так оно и бывает иногда.
В общем мне фильм в целом понравился.Он действительно заставил задуматься. Все привыкли искать логику,простраивать схему и все четко выверять,при этом совершенно забывая о главном-о содержании,мыслях,эмоциях,ощущениях и...послевкусии,которое остается после просмотра фильма. Хорошо, если потом есть над чем подумать...
Закрытый показ,
Серебренников,
Юрьев день,
Раппопорт,
Кинотавр,
Гордон