Пора бы, наверное, написать про восхождение на Кхир Гангу (ударение на втором слоге).
Из рассказа нашей проводницы Лены: «Шива там медитировал три тысячи лет, потом его сын Картик тоже там медитировал, а когда пришел в себя, безумно захотел есть. Тогда Шива копнул своим трезубцем землю и полилась река кхира - молочной рисовой каши. Вот оттуда и название. И вода в источнике с белыми хлопьями минералов.»
Кхир Ганга - это большая поляна (или плато) на высоте 2960 метров. Туда стремятся экстремалы из многих стран, но больше всего представителей России и Израиля.
Там можно купить «покурить», выпивку не продают. Все продукты затаскивают на ослах, лошадях, носильщиках.
Там можно купаться в горячих источниках (около 40 градусов С)
Там можно просто сидеть и глядеть на окружающие поляну шеститысячники, покрытые снегом.
Трек до поляны - 10-12 км в зависимости от того, какую тропу вы выберете.
В рюкзаках у нас были спальники, термобелье, теплые куртки и минимум предметов первой необходимости, вроде зубных щеток и денег, а у некоторых, как оказалось, и кусочек копченой колбаски был припасен.
Через час похода сделали небольшой привал. Лена в это время разговаривала о чем-то с местным жителем. Потом прозвучало слово «носильщик», мне и еще одной даме идея понравилась, мы его наняли за 500 рупий (300 рублей) и дальше уже шли совсем налегке. После горы Моисея в Египте я решила, что не бриллианты, а верблюды - лучшие друзья девушек, но теперь я точно знаю, что наши лучшие друзья - это носильщики.
Майский лес полупрозрачен и красив, тропа была действительно не очень крутой поначалу, мы наслаждались походом.
Иногда, правда, становилось немного тревожно
На нашем пути встречались такие же, как мы, туристы, пастухи, лошади, ослы и коровы. Все приветствовали нас и говорили «Намасте!».
По мере того, как мы забирались все выше, становилось труднее дышать, остановки стали чаще, даже молодые сильные мужчины на привалах молчали, стараясь восстановить дыхание.
Носильщик с двумя рюкзаками убегал далеко вперед, а потом поджидал нас, на нашем были старые ботинки явно с чужого «плеча», а носильщик другой группы, которая нас обогнала, был обут в шлепки-«вьетнамки». Я же была чрезвычайно довольна купленными для этого восхождения специальными горными ботинками, которые позволяли уверенно ставить ногу на корни и камни.
Последний переход оказался особенно крутым, силы были уже на исходе и на поляну я выползала, соберя в кулак волю и проклиная коленку, которая очень некстати разболелась накануне похода. Весь путь мы преодолели за 6 часов.
Лена с Андреем пошли искать ночлег. На Кхир Ганге несколько отелей и ресторанов и пара магазинчиков.
Вот наш отель
Номер suite: лежанка, покрытая толстым розово-голубым одеялом, да печурка-буржуйка - вот и вся мебель.
Первым делом отправились к источнику.Там, сидя в бассейне с горячей водой, обсудили все детали нашего перехода, отдохнули, посмеялись и с новыми силами отправились ужинать.
Меню поразило своим разнообразием, там были блюда индийской, еврейской, итальянской кухни, множество напитков. Народ прибывал. В воздухе запахло парикмахерской тем самым, зачем многие туда и тащатся. В нашей компании никто не курил, но смеялись за ужином мы так громко, что несколько раз растаманского вида личности предлагали заветный товар и никак не могли поверить, что веселимся мы просто так, от хорошего настроения.
Потом долго сидели на улице, глядели на звезды и играли в какие-то смешные игры, типа «Есть контакт». Холодало. Кутаясь в шали, подсвечивая себе дорогу фонариками, пошли спать. Растопили печки, надели на себя все, что было с собой, поворочались немного на жестком ложе, и заснули до утра.
Утро было немного туманным, но потом выглянуло солнце. После купания в источнике и хорошего завтрака мужчины полезли еще выше в гору, а женщины отправились гулять по траверсу.
К обеду собрались за столом на площадке около ресторана. Обед растянулся часа на два. После обеда с тревогой наблюдали за темно-серым облаком, которое появилось далеко-далеко от Кхир Ганги, но стало превращаться в черную грозовую тучу и приближаться к нашей полянке.
Успели до дождя залечь в ресторане на подушках, поскольку потом все население Кхир Ганги подтянулось под крышу.
Гремело и сверкало изрядно, потом полило, а следом пришел и град. От нечего делать заказывали все новые и новые блюда, перепробовали в тот вечер все, что было в меню. Никто не говорил о спуске, который нам предстоял на следующий день. Тропа в нескольких местах была коварно скользкой, а что будет после такого ливня? Но это все завтра, а сегодня мы в тесной компании единомышленников, люди вокруг нас позитивные, звучат по крайней мере пять языков, буржуйка набита дровами и около нее приятно греть ноги, продуктов на кухне, похоже, достаточно, чтобы кормить нас всю ночь, а горячий чай с лимоном, мятой и имбирем прекрасно подходит к разгулявшейся стихии за тонкой дощатой стенкой.
Часам к десяти все утихло, но мы еще до полуночи доедали все заказанное и играли в карты.
Вторая ночь прошла в тщетных попытках растопить печку. То ли влажность так сильно повысилась, то ли мы с соседкой такие неумехи, но дрова разгораться никак не желали. После дождя было прохладно и нам очень хотелось погреться, но с печкой мы не справились. За стенкой слышалась возня, мы поняли, что и бывалые умелые мужчины тоже борются за огонь. Наши предположения подтвердились утром, когда все наперебой стали рассказывать, как они ночью разжигали печки и сожгли все имеющиеся в наличии бумажки, включая очень важную, на которой был записан телефон водителя, который должен был нас подбирать после спуска.
Купание в горячем «молоке», завтрак и прощание с величественными горами. Вот и носильщик пришел за моим рюкзаком. Все готовы. Теперь вниз, другой тропой, она длиннее, но нам уже ничего не страшно. Мы молодцы!
Респект и уважуха дорогим спутникам-мужчинам, они были на высоте, помогали нам, дамам, преодолевать скользкие и другие коварные участки пути, спокойно ждали, когда мы останавливались передохнуть, хотя, наверное, им бы хотелось идти побыстрее. Все, как у Высоцкого «друга в горы тяни, рискни... там поймешь, кто такой».
It's a Shanty place! - сказал один из туристов, которого мы встретили на спуске. Воистину так.
Ом Шанти Шанти Шанти