От "Асахи" до "Санкей" или система СМИ в Японии

Sep 28, 2011 23:58

По воле необходимости пришлось заняться изучением системы СМИ наших восточных соседей. Это безумно интересное и увлекательное занятие - медиа рынок Японии в корне отличается от западного. На всякий случай, если кого-то заинтересует, рассказываю самые интересные факты.

Для начала небольшая поправка. Все материалы собирались из открытых англоязычных источников. Срок давности - два-три года, то есть, до печальных событий. Что представляет система сейчас, сказать не могу. Рассказываю, что она представляла собой до этого.

Медиа рынок Японии - это конкуренция крупнейших холдингов, каждый из которых имеет в своем составе минимум одну известную газету, журнал и телеканал. Собственно говоря, крупнейшие японские газеты - это 
  • Asahi Shimbun, 
  • Mainichi Shimbun, 
  • Yomiuri Shimbun,
  • Sankei Shimbun,
  • Nikkei Shimbun.
Последнее слово во всех названиях означает "новости". Собственно говоря, примерно так и именуют холдинги, в которые входят газеты. Они, в свою очередь связаны с еще большими динозаврами-концернами. Санкей - это концерн Фуджи, а про Никкей даже рассказывать не стоит (напомните, как фондовая биржа Японии называется, а?).
Холдинги имеют довольно четкую политическую направленность, однако ж, по словам очевидцев, о политике в Японии пишут или хорошо или никак. Власти особо не критикуются, СМИ создают картину спокойной и размеренной жизни.

Интересные факты о системе Японских СМИ:
  • - Японцы очень любят ежедневные газеты. А некоторые национальные газеты даже выходят два раза в день - утром и вечером.
  • - Японцы ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ. По тиражу газет на душу населения Япония занимает второе место в мире после Норвегии. Тираж отдельных монстров измеряется более чем в 10 млн экземпляров.
  • - В Японии уютно и неплохо себя чувствуют еженедельные журналы. Некоторые из них еще и политические - причем как левые, так и правые.
Крупные уважающие себя японские газеты имеют две электронные версии сайта - для запада (на английском языке) и для "своих". Разница просто колоссальная. Весь вечер пыталась найти "карту сайта" в японских версиях, тыкаясь во все возможные иероглифы, но так и не смогла привыкнуть. Тяга к голубому шрифту, странные сочетания цветов используются даже в дизайне сайтов серьезных газет. Я понимаю, что для них это привычно и нормально, но мне через три минуты просмотр каждой новой страницы вызывал если не приступ эпилепсии, то тошноту точно. 
Вот, например:

http://www.yomiuri.co.jp/ японоязычный сайт "Юмири"

Радио интересно тем, что патриотизма у наших восточных коллег как-то явно больше, чем у нас. Прослушая с десяток или больше коммерческих радиостанций по 10-15 минут я так и не услышала ни одной западной композиции. Может быть слушала не там, а может быть и правда им своей культуры хватает. Кстати, среди радиостанций обнаружилось три "аниме радио" в разных вариациях и даже одна радиостанция "Каваи" (в этом месте наверное нужен вот такой смайлик -.-).
Кстати, в Японии тоже сохраняются несколько национальных радиостанций, которые вещают по аналоговым приемникам.

Если кратко, то это все. В целом же есть еще много интересного, но спамить ленту зря не буду.

P. S. Вот напоследок страница из газеты "Никкей", которая нашлась в англоязычном сегменте Википедии.



журналистика

Previous post Next post
Up