Jul 31, 2011 15:41
«Было время, когда, видя этот сумасшедший дом, в который превратили мир, я хотел кричать, умолять выслушать меня - я мог научить людей жить намного лучше. Но слушать меня было некому, да и они все равно не услышали бы меня, потому что были глухи… Интеллект? Это случайная искорка, которая изредка на миг сверкнет среди людей и тут же гаснет»
Русская по происхождению писательница Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум является одним из крупнейших американских писателей 20 века. Ее труды стали лучом света, для многих потерявших веру в мир и действующую систему. Еще при своей жизни книги Айн Рэнд являлись популярными изданиями, но после ее смерти они стали еще знаменитее. Они переиздаются, перепечатываются, переводятся на все языки мира и продаются огромными тиражами по всему миру, уступая по популярности лишь библии.
В нашей стране книги Рэнд были долгое время запрещены и возврати нашей соотечественницы в русскую литературу произошел в 90-е годы 20 века, когда огромная стена, отделявшая нас от остального мира рухнула и мы увидели что есть другая жизнь и есть другие книги.
Существует миллион причин начать читать произведения Айн Рэнд. Одна из них и, наверное, главная - это здравомыслие и правдивость. Все книги Рэнд пропитаны этим. И «Атлант» и «Источник». Сейчас помимо этих книг выпускаются и сборники ее научных статей на разные темы, начиная от раскрытия термина «капитализм» и заканчивая рассуждениями о природе любви.
«- Мистер Риарден, скажите, если бы вы увидели Атланта, гиганта, удерживающего на своих плечах мир, если бы увидели, что по его напряженной груди струится кровь, колени подгибаются, руки дрожат, из последних сил тщась удержать этот мир в небесах, и чем больше его усилие, тем тяжелее мир давит на его плечи, что бы вы велели ему сделать?
- Я… не знаю. Что… он может поделать? А ты бы ему что сказал?
- Расправь плечи»
Самым знаменитым произведением Рэнд является, безусловно «Атлант расправил плечи» трехтомный роман о поисках истины, любви и смысла жизни. Может показаться, что это лишь глупое описание глупой примитивной книжки, но поверьте это не так! Прочитав этот роман, вы поймете, что ничего подобного вы до этого не читали. Стиль Рэнд, так же ярок и памятен, как у Достоевского или Эдгара Алана По.
Несмотря на монологи длинной в 10-15 странниц они читаются с легкостью. Несмотря на сложность всех идей, они воспринимаются просто при этом, заставляя задумываться над истинным их смыслом.
«- Мистер Риарден, мне нужно построить железную дорогу за 9 месяцев и я сильно рискую, используя ваш новый сплав.
- А я ставлю на карту репутацию моей компании»
А ее идеи! Думаю, вы не можете себе представить, как можно сделать материальный мир настолько нематериальным. Да, понимаю, это глупо звучит, но это так. Рэнд превращает объекты ненависти многих людей, такие как деньги, драгоценности, огромные промышленные предприятия, длинные железные дороги, которые строил «эксплуатируемый» народ в нечто духовное и светлое.
Мир героев книги полон денег, власти и страстей, но за их огромными заводами и железными дорогами скрываются их честные, трудолюбивые души, любознательные умы и наполненные болью сердца.
«- Говорят, вы холодны и безжалостны, а ваша единственная цель - зарабатывать деньги
- Но моя единственная цель действительно зарабатывать деньги!
- Да, но вы не должны говорить об этом!»
Они не обычные капиталисты или, по крайней мере, не такие какими мы их представляем. Они действительно зарабатывают деньги и это их истинное призвание. Они работают круглые сутки и ночи напролет пытаются как-то изменить этот мир, а днем наблюдают, как бездарные идиоты рушат все что им удалось построить.
Именно своим трудом они заработали свое огромное состояние и они хотят чтобы люди понимали это а не видели в них обычных «охотников за деньгами»
«Мы не отделяем ценностей разума от поступков своих тел, не предаемся пустым мечтаниям. Мы облекаем мысль и реальность в конкретные формы, мы создаём сталь, железные дороги и счастье»
Герои книги ищут не только понимания окружающих, но и самих себя. Их мир, как и наш лжив, коварен и подл и как и нам им трудно понять кто они есть на самом деле, найти себя и найти любовь.
Сначала они находят плотскую любовь, но развиваясь и совершенствуясь, они понимают, что любовью проникнуто все их окружающее. Они сами, их заводы, их металл, их железные дороги и мир, который они начинают строить заново.
И это как раз многих вводит в ступор. Любить деньги? Любить завод? Любить металл? Да, именно так. А скажите, почему бы не любить то во что ты вложил часть себя, над чем ты трудился пол жизни и то что так упорно зарабатывал?
Разве вы думали, что любить можно только человека?
«Истинную легкость можно ощутить, лишь чувствуя огромную значимость себя…»
В центре романа 3 героя. Три Атланта. На них держится мир.
Дагни Таггерт владелица крупной компании по прокладке железнодорожных рельсов. Всю свою сознательную жизнь пытающаяся сохранить остатки компании и разгрести все проблемы, которые создает ей ее глупый и никчемный брат.
Хэнк Риарден владелец завода по производству металла его собственного изобретения - Риарден-металла. Половину своей жизни он потратил на его разработку, но все что волнует окружающих его родственников это то кого они пригласят к себе на ужин.
Франсиско Д`анкония преуспевающий бизнесмен-плейбой, спускающий свое состояние на алкоголь и вечеринки. И медленно разваливающий свою компанию по производству стали.
Вы наверняка уже начали их ненавидеть или испытывать неприязнь, но не судите о книге по обложке. Они не такие как кажутся на первый взгляд. У каждого из них свое предназначение, своя дорога и своя борьба.
«Истинная самозабвенная любовь состоит в готовности солгать, обмануть для того, чтобы сделать другого человека счастливым, чтобы создать для него ту реальность, которую он ищет, если ему не нравится та, в которой он живет»
Да в романе действительно есть классический любовный треугольник, но поверьте, за развитием отношений там не менее интересно наблюдать, чем читать описания пейзажей у Толстого или смеяться над комичными героями Чехова.
Наверное потому что весь любовный треугольник не основан на ненависти двух мужчин к друг другу из-за того что они любят одну женщину. Риарден восхищается познаниями и умениями Франсиско, а тот меж тем преклоняется перед его упорством и решимостью.
Любовь и ее поиск для них всех это часть того неимоверно тяжелого труда. Труда, благодаря которому держится весь их мир.
И Рэнд не отделяет классическую любовь мужчины к женщине от любви к своей собственности, к своему металлу, к своим заводам и к своей работе.
«Кто такой Джон Голт?»
В романе Рэнд есть и другой герой, тот чье имя давно уже используется в качестве оборота речи. И никто из тех, кто произносит его имя, на самом деле не знает кто такой Джон Голт. Они не знают что он великий изобретатель и разработчик невероятной машины, способной спасти наш мир. Для них он лишь словесная конструкция, дающая возможность подчеркнуть бездарность собеседника.
Но ведь в любом романе есть загадка, и герои начинают искать Джона Голта. Но он словно призрак. Никто его не знает. Никто его не видел. Но его невидимый голос заставляет делать то что он хочет.
Атланты сдаются. Они расправляют плечи. И оставляют этот мир.
Но не Дагни и не Хэнк. Они будут бороться до последнего.
«Нет плохих мыслей, кроме одной: отказа от мыслей»
Но против них выступает огромная армия. Им нет дела до всеобщего блага, они, прикрываясь идеями социалистического всеобщего блага разграбляют страну (Ничего не напоминает? Думаю теперь будет понятно, почему в СССР книга была под запретом)
Дагни и Хэнку придется многое пережить и прежде всего крушение и разрушение того, что они так долго строили.
Все плоды их многолетних трудов на их глазах преврааются в ничто. Железная дорога в груду металла. Любимый металл в ненавистное изобретение.
Именно так «по-Рэндовски» социализм рушит все на своем пути, не оставляя ничего кроме пустоты в душах людей.
«А есть А. А есть то, что оно есть. Существование есть тождество, сознание отождествление»
И вот, казалось бы, они боролись то чего хотели. Того чего ждали несколько десятилетий. Но им все равно не спокойно. Ведь они смутьяны. Народ в панике, наступившей из-за разрухи готов сделать Джона Голта королем и объявить го новым мессией, а правительство ведет с ним ожесточенную борьбу не на жизнь, а на смерть.
Но Голт понимает, что А есть А. Жизнь есть Жизнь. А Людей так быстро не изменишь.
Они пытают его, пытаясь узнать хоть какие-то сведения.
Но их конец уже близок. Только они еще не знают об этом.
ps: надеюсь я подтолкнула вас к прочтению этого труда Айн Рэнд и по возможности без спойлеров (поверьте события там намного более захватывающи и интересны) хорошо рассказала о книге, которая произвела на меня огромное впечатление.
books,
atlas shrugged,
ayn rand