Чудобище - так местные охотники и рыбаки называют загадочное, покрытое
шерстью трехметровое существо, которое регулярно наблюдают на севере Кологривского района Костромской области. Вообще-то у этого существа множество названий в разных уголках планеты - снежный человек, йети, сасквач. бигфут, алмасты... Оказывается, обитает он и в костромских лесах.
Предлагаем самодеятельным туристам совершить незабываемое путешествие в глухую кологривскую тайгу, где регулярно наблюдают Хозяина леса. Ночлег в охотничьей избушке или палатке, рыбалка в живописных лесных речках, охотничий ужин, приготовленный на костре, рассказы о таинственном таежном обитателе - все это оставит неизгладимый след в вашей памяти. А может вам и самому посчастливится увидеть снежного человека? Обещаем, что зрелище будет не для слабонервных.
Здесь живет Чудобище
Его встречают в горах и лесах разных стран. Называют "бигфутом", "йети", "снежным человеком". Кологривские жители прозвали неизвестное существо чудобищем…
Эти глаза напротив...
Сначала охотник спиной почувствовал его взгляд, пронизывающий и цепкий. От такого взгляда кидает в холодный пот и хочется бежать куда ноги понесут. Охотник медленно повернул голову. Неподалеку, в паре десятков метров, стоял трехметровый великан. Не человек, не зверь, весь покрытый густой темной шерстью. Их взгляды встретились. Какую-то пару минут они молча смотрели друг на друга. Потом великан развернулся и скрылся в лесу. Охотник до сих пор помнит его гипнотизирующий взгляд. Взгляд дьявола, от которого душу выворачивает наизнанку.
Снежного человека охотники и грибники видели также в Островском, Сусанинском, Судиславском районах. Но то единичные случаи. В кологривской же тайге с ним люди встречаются постоянно. Последним видел чудобище Вениамин Пожилов. "Вместе со своим приятелем, - рассказывает он, - я рыбачил на реке Марканга. Случайно бросил взгляд на противоположный берег и там в кустах увидел его. Он недвижно стоял и смотрел на нас. Ростом под три метра, покрытый коричневой шерстью, почти без шеи, низкий лоб. Где-то две-три минуты он смотрел на нас, потом мы буквально на миг отвернулись, а когда снова посмотрели на другой берег, там уже никого не было. Словно испарился".
Речка Степановка. На ее берегах не раз видели снежного человека.
При разных обстоятельствах встречаются кологривцы со снежным человеком. Однажды существо вышло к охотничьему костру. Охотник оказался хоть и бывалый, но не на шутку испугался, спрятался в домике и оттуда аблюдал. Чудобище минут десять постояло неподалеку от костра, после чего неспешно растворилось в ночном мраке. Другой кологривец, как и Вениамин Пожилов, видел огромное существо, покрытое шерстью, на рыбалке. Чудобище, распластавшись, расположилось на стволе дерева, нависшего над рекой. Это истории последних лет. Впрочем, свидетельства о встречах с кологривским "лешим" появились еще в XIX веке. Некоторые российские исследователи всерьез считают, что если начинать поиски снежного человека, так в первую очередь с костромской тайги.
Женщины чувствуют Чудобище
Нет ни одного вещественного доказательства существования кологривского чудобища. Ни клока шерсти, ни отпечатка следа ноги. Не говоря уж о фотоснимках. Это и стало главным аргументом скептиков, полагающих, что в лесу пить надо меньше. А то и не такое привидится. Так-то оно, конечно, так. Однако как объяснить страх грибников и охотников? Люди, всю жизнь проходившие по тайге, теперь напрочь отказываются идти в лес. Так круто на некоторых повлияла встреча с чудобищем. Видели великана и вполне авторитетные, уважаемые в Кологриве люди. Уж им-то ни к чему травить байки.
...Алексей Ширяев, работающий в районной администрации, человек пунктуальный и педантичный, всерьез занимается изучением феномена местного снежного человека. Алексей Анатольевич на основе рассказов очевидцев, даже не знакомых друг с другом, пришел к таким выводам: встречи с чудобищем происходят в августе-сентябре, в глухих местах, далеких от населенных пунктов, но всегда близко от воды, как правило, в сумеречное время суток.
Все свидетели дают схожий "портрет" снежного человека: очень высокий, порядка трех метров, мощный, покрытый густой темной шерстью, длинные руки, полуметровые следы ног. И взгляд. От которого становится не по себе. Еще Алексей Анатольевич подметил любопытный момент: видели чудобище исключительно мужчины#. Женщины же только чувствовали что-то нехорошее, жутковатое. Мистика какая-то. Собрав все свидетельства, Алексей Ширяев определил на карте "ареал обитания" существа. Вышло, что живет он в самой что ни на есть кологривской глуши.
Их истребили инопланетяне
Кто же он (она, оно) - это кологривское существо? Насчет снежных людей есть множество версий. Вплоть до того, что громадное волосатое создание является космическим пришельцем и прилетает на НЛО, очевидцев которых хоть отбавляй. Существует дикая версия, будто снежный человек в России появился в результате опытов в ГУЛАГе. Заключенных женщин оплодотворяли семенем горилл. Один европейский ученый просто-таки уверен, что у нас вывели расу обезьяноподобных людей - сильных, выносливых и т.п. - для тяжелых работ в рудниках и копях.
Очень много приходилось читать о том, что мы имеем дело с потомками неандертальцев. Снежные люди встречаются только в глухих горных и лесных массивах. И это закономерно, полагают сторонники данной гипотезы, там их не смогли в свое время истребить кроманьонцы (инопланетяне, которых считают прямыми потомками современных людей). Якобы поэтому снежные люди нелюдимы. Боязнь человека у них на генетическом уровне. Костромской уфолог Виталий Дьячков в одном из российских журналов сделал такое предположение: снежный человек - существо неземное, но и не инопланетянин. Вероятно, он появляется у нас (очевидно, и в кологривских лесах тоже) из параллельного мира. Появляется неожиданно и на короткое время, столь же неожиданно возвращается обратно.
Конечно, всю правду о себе мог бы поведать сам снежный человек, окажись он в ладах с нашим языком. Пришел бы, заполнил анкету, рассказал о лесном житье-бытье. Но "Это, сынок, фантастика".
Загадочный край
Если где и должен был объявиться снежный человек, так только в Кологривском районе. Самом загадочном, непостижимом среди прочих районов Костромской области. С его аномальными зонами, где глохнет любая техника и "сходит с ума" компас. Крае реликтовых, величественных лесов, среди которых человек чувствует себя букашкой, песчинкой, а вовсе не властелином мира. Поэтому, уверен, чудобище поселилось в этой аномалии далеко не случайно, став еще одной загадкой кологривского края. И нам не раз предстоит услышать о новых встречах с ним, об его угрюмом дьявольском взгляде.
По следам кологривского йети
Сначала охотник спиной почувствует его взгляд, пронизывающий и цепкий. От такого взора кидает в холодный пот и хочется бежать куда ноги понесут. Охотник медленно повернет голову. Неподалеку, всего в каких-то паре десятков метров, он увидит трехметрового великана. Не человека и не зверя, всего покрытого густой темной шерстью. Их глаза встретятся. Пару минут они будут молча смотреть друг на друга. Потом великан развернется и спокойно скроется в лесу. Но охотник на всю жизнь запомнит его гипнотизирующий взгляд - от которого душу выворачивает наизнанку.
Охотничья избушка в местах обитания чудобища
Все истории кологривских очевидцев снежного человека объединяет именно это место. Сам момент встречи с Хозяином тайги. Все остальное - время, место, ситуация - может разниться, и для нас не столь важно. На удивление точно совпадает и описание неизвестного науке существа. Три метра ростом, стоит прямо, не сутулясь, здоровенные мускулы («такой пальцем пошевельнет - и душа вон»), широкие плечи, шеи почти нет. Иногда в «фоторобот» добавляют угрюмые глаза и приплюснутый нос.
Учитывая, что охотничьи тропы, отдаленных друг от друга десятками, если не сотнями лесных километров деревень и сел, практически не пересекаются, сговор свидетелей исключен. Просто люди всяк по-своему - и при этом в главном всегда схоже - рассказывают о том, что с ними произошло.
Необходимая оговорка. Данный материал не претендует на какой-либо научный (уфологический, криптозоологический, гоминологический и т.д.) статус. К тому же, никаких материальных доказательств существования йети до сих пор не обнаружено. Другое дело, что поток сведений из Кологривского района о встречах со снежным человеком, начавшийся еще в советские годы (а по другим данным и того раньше: в XIX веке) не иссякает до сих пор. Отдельные участки тамошней тайги издавна пользуются у людей дурной славой обители нечисти - с негласным табу: в эту сторону не ходить ни за грибами и ягодами, ни на охоту, ни на рыбалку. Здесь (и это многократно проверенный факт) «сходят с ума» компасы и отказывает техника. Нередки случаи, когда бывалые охотники ни с того ни с сего вдруг навсегда отказываются выходить в лес, а некоторые (что для глубинки и вовсе парадоксально!) напрочь завязывают с алкоголем…
Поэтому стоит хотя бы сделать попытку разобраться в этом кологривском феномене.
Страх
Страх приходит всегда неожиданно. Еще секунду назад охотники размерено шли по лесной тропке, огибающей исполинские в несколько человеческих обхватов таежные ели, как вдруг: «Охватывает жуть, по спине холодок. Совершенно без всякой причины. Просто хочется поскорее отсюда уйти и все. Даже не думаешь, что домой придется возвращаться с пустыми руками. Тут бы живым остаться» - говорит 53-летний кологривчанин Николай Ежов.
За спиной у Николая служба в двух горячих точках в разных частях земного шара. Охотник он тертый, много на веку повидавший и человек отнюдь не робкого десятка. Однако, иные необъяснимые явления заставляют разводить руками даже его.
Побывавший как-то с экспедицией в кологривском крае доктор географических наук Игорь Игнатов (г. Москва) сам испытал на себе аномальное воздействие тайги:
-Неосознанное психологическое давление концентрируется в долине реки Степановка на самом севере района. В первые ночи здесь не мог уснуть: перед глазами плавали светящиеся геометрические фигуры - квадраты, треугольники круги. Никогда прежде со мной такого не было... Интересны результаты замеров кровяного давления. Перед заходом в лес оно нормальное, а через 15 минут: 134 на 88.
-Аномалия явная, - продолжает ученый. - Думаю, причина внутри земли. Может быть, есть здесь какой-то разлом скальных пород с неизученным излучением. Наука пока имеет об этом слабое представление. В точности пока нельзя объяснить… Но не зря эти места люди всегда обходили стороной. Да и животных мы здесь тоже не встречали.
И это-то в Кологриве: где никого не удивишь попавшими под колеса машины глухарями и тетеревами! И где мечтает побывать всякий уважающий себя охотник. В местах, чудом избежавших общего для индустриального мира оскуднения лесной живности…
Но «геопатогенная» версия лишь одна из гипотез возникновения необъяснимого страха. Есть и иная теория. Когда начинается «жуть» и оцепенение - ты заходишь на ареал обитания Хозяина. Он же йети, он же бигфут, он же лесовик, он же снежный человек. Страхом он помечает свою территорию. И если в лесу охватывает необъяснимый ужас - знай: он где-то неподалеку.
Но кто он?
Вопрос этот еще более интересный, чем тот существует ли он на самом деле. Упоминания о нем встречаются в разных культурах Европы, Азии и Америки. Точно также как и миф о Всемирном Потопе. Заимствования здесь мало вероятны. Едва ли древние североамериканские индейцы «плагиатили», скажем, тибетские истории о йети. И наоборот.
Наиболее часто встречающаяся научная формулировка определяет его как «реликтовый гоминид». То есть некое человекообразное, потомок неандертальцев, чудом сохранившийся до наших дней. Боязнь людей, истребивших когда-то его предков, у снежного человека на генетическом уровне. Потому и не любит он оказываться в центре внимания. Предпочитает селиться в глухих лесах и горах.
Но как тогда быть со странными способностями оказывать давление на человеческую психику? Для примитивного существа это уже как-то чересчур. В уфологических кругах популярна версия о том, что йети приходят к нам из иных измерений. Существует некий Прамир, существа которого пошли по иному пути эволюции. Вместо интеллекта у них развивается чувственное восприятие, которое достигает невиданных, совершенно сверхъестественных высот. В наш мир они попадают случайно, и возможно даже сами того не подозревая.
Некоторое время на Западе бытовала теория, считавшая снежного человека плодом чудовищных коммунистических экспериментов. Что, мол, в закрытых советских НИИ скрещивали женщин и горилл. Для чего? Чтобы вывести расу «недосверхчеловеков», сильных и выносливых, для тяжелой работы на рудниках и копях. И теперь, когда эти разработки давно прикрыты ужаснувшимися учеными, последние мутанты одиноко и безмолвно бродят по лесам, пугливо прячась от людей за стволами деревьев.
Оставим на совести авторов этих предположений степень их достоверности. В конце концов все эти гипотезы создаются в офисах крупных мегаполисов в тысячах километров от реальных «центров событий» - таких как Кологрив. А вот в нем, в тихом городке на севере Костромской области, уже ходят вполне устоявшиеся приметы, связанные с йети. Так, например, кологривчане уверены, что если встретишь в лесу Хозяина (местные его еще называют «чудобищем»), можешь разворачиваться обратно домой. Ни ягод, ни грибов в этот день уже не найдешь. Да и охота с рыбалкой будет неудачной.
Еще одно поверье (или, может, факт?) говорит, что шанс увидеть лесовика есть только у тех, кто пошел в тайгу без ружья. В противном случае, «чудобище», с его сверхразвитым чутьем, человеку ни за что не покажется.
Далее: основная часть встреч с йети приходится в Кологриве на август-сентябрь. Впрочем, это можно объяснить и так, что в этот период люди вообще чаще ходят в лес: за теми же грибами и ягодами. А может быть, что это просто сезон созревания разного рода галлюциногенов, разносящих по воздуху свои пары - от которых и возникают перед глазами «чудобищные» видения…
Тут уместно сказать, что многие кологривские скептики скорее склонны приписывать чудеса, увиденные земляками, неумеренному употреблению последними горячительных напитков. В Кологриве примерно поровну верящих в существование йети и не верящих этому. Причем, многие встречавшиеся (или как им кажется, встречавшиеся) со снежным человеком, стесняются в этом признаваться - дабы не быть поднятыми на смех.
Но, так или иначе, рассказами о Хозяине интересуется все. Сотрудник районной администрации Алексей Ширяев, собрав с десяток свидетельств, подметил небезынтересный факт. Видели чудобище исключительно мужчины. Женщины только чувствовали его. Чувствовали до дрожи, до ужаса, до обмороков.
Закон тайги
Кологрив - край глухой. И по улицам некоторых деревень здесь действительно - в полном соответствии с городскими представлениями о «медвежьих углах» - иногда проходят медведи. (Не так давно, например, в поселке Воймас видели даже медведицу с медвежатами). Несколько лет назад волки загрызли человека почти у самого районного центра. При всей трагичности этой истории, в душах кологривчан она, естественно, откликнулась, но умы не смутила. Всякое в жизни бывает, и все под Богом ходим. А вот когда в лесу нашли разодранного за лапы пополам медведя, многие задумались. Кто же мог обладать такой силой, чтобы разорвать пополам лесного царя зверей, не тронув при этом ни куска мяса?
Глава районной администрации Игорь Шевченко заснял на фотоаппарат диковинную лесную просеку. Слишком узкую, чтобы можно было «свалить вину» на ураган. И со слишком высоко (2-3 метра над землей) обломанными стволами - чтобы можно было подумать о тех же медведях. Но кто-то же здесь прошел…
-Зря вы фотоаппарат с собой взяли, - качает головой проводник нашей экспедиции Николай Ежов. - Если на самом деле его увидим, то тут никакой фотик не пригодится. Даже мысли такой не возникнет снимок сделать. Просто будете стоять и смотреть, пока он не уйдет.
Охотнику, наверное, виднее. За все годы своей жизни он встречался с йети один раз: в ноябре 2000 года. Но помнит каждую деталь этого случая до сих пор:
-Сидел не речке с удочкой. Чувствую боковым зрением: кто-то за мной наблюдает. Поворачиваю голову. И вижу: стоит человек трехметровый, смотрит на меня. Я так и застыл в ужасе. А он постоял-постоял, развернулся и пошел себе. Я, знаете ли, во всякие тарелки летающие никогда не верил. И вообще в сказки всякие. И если бы кто мне это рассказал, тоже бы ни слову не поверил. Но это было со мной…
Еще в ту осень Николай нашел в тайге ясно различимые полуметровые следы. И все. Больше никаких чудес ему не встречалась.
-Следов его уже 8 лет не видел. Так, что уже ушел он, наверное, на север, в Вологодчину…
Но сопровождать нас в тайгу Николай, тем не менее, вызвался охотно. Для заядлого рыбака и охотника любой поход в лес - праздник. Что касается нас, то мы до последнего ждали московских криптозоологов во главе с уже упоминавшимся Игорем Игнатовым. Но того в столице задержали дела. В прошлом году его группе удалось таки, вопреки сомнениям Ежова, отыскать и сфотографировать в таежной почве «чудобищный» след.
Так что профессионалов среди нас не было. Только журналисты и прочие любители свежего воздуха и острых ощущений. Кто действительно знал свое дело - так это Ежов, по каким-то известным ему приметам заведший экспедицию к берегам лесной речки Пеженги. Здесь, в самых дебрях тайги, было весьма неожиданно увидеть уютный домик.
Крепкую хижинку эту не поленились построить охотники. Место удобное для привала и ночлега, -когда охота может затянуться на несколько дней. Здесь можно передохнуть и подкрепиться: удобные лежанки, заготовленные впрок дрова, крупы, сухари, посуда и прочий скарб, включая даже керосиновую лампу. Все это создавалось (и приносилось) годами. Закон тайги: можешь использовать то, что приготовили до тебя, но и сам оставь что-нибудь будущим охотникам.
Немало есть сведений, что к таким подобным «будкам» иной раз выходят из сумрака леса снежные люди. Тот же Игнатов вспоминал, что в окошко их лесного вагончика по ночам раздавались парные перестуки, словно кто-то бил по ним пальцами.
Еще интереснее звучат воспоминания кологривчанина Николая Ульянова. В конце 80-х, он работал на лесопункте, жил с бригадой в такой же лесной избушке. Выйдя как-то раз ночью, проверить костер, Николай различил во тьме за елками неясное шевеление. То «заглянул на огонек» йети собственной персоной. Минуту-другую человек и гоминид неотрывно смотрели друг на друга. А затем, когда лесхозник опомнился, то бросился бежать сломя голову, не помня себя от ужаса… (Ульянов, кстати, хоть и был завзятым любителем охоты и рыбалки, но с тех самых пор заходить в лес вовсе перестал - такое не забывается)
Нередки случаи, когда йети облюбовывают для своего обиталища заброшенные деревни. В 63-м году кологривские лесники, обходя лесные угодья, вышли к пустующему селению. По конверту, лежавшему в одном из заколоченных домов, узнали название «деревни-призрака»: Ноговицыно. Рассудив, что ночевать в избе будет все же комфортнее, нежели в палатках, егеря и не подозревали, что тем самым обрекают себя на соседство со «звериной» (термина «снежный человек» тогда еще и в заводе не было). Еще днем они заметили большой пролом в сарайке, где хранилось сено. Там же на сене виднелись пролежни, оставленные явно очень большим телом. Кто-то ночевал здесь не одну ночь, так было им нахожено. Особенно досталось рябинам, что росли вдоль огородов. Лесники загородили пролом в досках кольями, но за ночь кто-то их раскидал: «зверина» вновь вернулась ночевать на свое место.
А в том, что это была именно «зверина» егеря не сомневаются. Днем они издалека наблюдали, как в речке за деревней «какой-то незнакомый зверь искал что-то в омуте. Когда находил, распрямлялся и ел. Животное стояло на ногах, было покрыто серой шерстью. От омута к омуту передвигалось на двух ногах и снова искало что-то в речке» - спустя годы вспоминают они.
* * *
Единственной добычей нашего похода стал глухарь, подстреленный Николаем Ежовым. Подойдя к костру, охотник заметил, что вода в котле побелела: а это к дождю - и лучше, наверное, вернуться в город. Мне кажется, по тому же принципу, по которому Курт Воннегут считал, что нет людей более жизнерадостных, добрых и искренне ненавидящих войну, чем те, кто в свои годы служил на передовой фронта - так и нет людей, более любящих и понимающих, ценящих и уважающих природу, чем охотники.
Немного найдется таких городов, где есть железнодорожный вокзал, но нет железной дороги. А кологривскому «ж/д» уже 110 лет. Говорят, что местные жители в давнюю пору отдали немало денег на взятки, чтобы откупиться от строительства в здешних местах магистральных путей - одного из главных символов цивилизации. Выбрали свои леса и свою судьбу.
А снежные люди и лесные отшельники - неотъемлемая часть той судьбы. Где еще, спрашивается, селиться им как не в этой дремучей тайге. Не случайно и то, что в Кологриве и районе живет множество москвичей, перебравшихся сюда от сутолоки столичной жизни.
В Москве, кстати, уже проявляют неподдельный интерес к туристическому маршруту (условно его можно назвать «По следам снежного человека»), который разрабатывает Кологривский центр народного творчества и туризма «Горница». Глухие дебри с оттенком мистицизма обещают стать лакомым куском для туроператоров, сломавших голову над тем, чем еще можно расшевелить уставших от заморской экзотики россиян. Но выйдет ли когда-нибудь йети на контакт с людьми, ответить сложно. Пока тайга шумит под осенним ветром и не спешит выдавать своих секретов.
Юрий Шипулин.