Шёл трамвай по улице,
А на нём две курицы.
Зайцев пять и пять котят,
Шесть молочных поросят.
Слон и три гиппопотама,
Зебра, два коня и лама,
А ещё удав, козёл,
Носорог, жираф, осёл.
Вёз трамвай по переулку
Весь зверинец на прогулку
Удивляется народ:
- Как же всех трамвай везёт?
Но в ответ смеётся слон:
- Успокойтесь! Это сон!
Н. Радченко
Сначала рассмотрим, чем скоростной трамвай отличается от обычного.
Википедия: в соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается, значения не имеет.
Таким образом под скоростной трамвай попадают и эксплуатируемые сейчас в Липецке Татры Т3М которые при соответствующих условиях могут развивать скорость до 72 км в час.
Фото с группы в контакте Липецкий трамвай
В каких городах России уже используется скоростной трамвай. Таких три
1. Волгоград с 1984 года.
2. Усть-Илимск с 1988 года.
3. Старый Оскол с 1981 года
То есть со скоростными вагонами проблем нет, а с чем есть сейчас разберемся.
Путь и путевое хозяйство.
Путь не просто должен быть ровный, но и уложен по совершенно другой современной технологии.
Нынешние проблемы пути в Липецке:
1. Большой шум от движения трамвая. Происходит от того, что трамвай подпрыгивает на соединительных стыках, при недостаточном обслуживание стыки проседают и на месте просадки со временем отламываются куски рельс, а в Липецке есть такая проблема. Нужно добиваться максимального бесшовного соединения пути. А на месте стыковки рельс использовать современные полимеры, которые будут гасить удары колес по стыку.
2. Шпалы. Деревянные шпалы в Липецке во многих местах сгнили и костыли не способны уже держать необходимую ширину пути (1524мм), в свою очередь железобетонные шпалы в режиме долгой эксплуатации тоже подверглись деформации и зачастую не поддаются регулировке (подтяжку болтов невозможно сделать из-за деформации и ржавчины). Все это ведет к уширению пути и сходу вагонов с рельс.
3. Износ головки рельса, в результате не своевременной замены рельс они сильно изнашиваются, стачиваются, и с этим тоже большая проблема в Липецке.
4. Стрелочные механизмы. Так же как и все остальное находятся в Липецке в плохом состоянии. Большинство из них уже давно выработало свой срок в результате в местах сцепки механизмов появляется громадный люфт, а изношенные детали меняются на совершенно на подходящие к данной стрелке детали, все это негативно влияет на работоспособность стрелочного перевода, стрелка может отщёлкиваться или не доходить, в результате вагон может пойти «в разрез» (одна половина поехать в одном направлении, а другая в другом)
5. Потеря питания в пути. Напряжение в пути теряется из-за уменьшения количества шунтов, которые установлены на стыках, в результате питание теряется, появляются блуждающие токи, а вагон трамвая может прекратить движение.
6. Инструменты и техника: Все, что есть в службе пути Липецка не годится для серьезной работы, зачастую ключи малой длины или с сорванными гранями затянуть болт такими невозможно, с ломами и лопатами особой проблемы нет. А вот ведер фактически нету, чтобы не использовать старое дырявое ведро, рабочие часто несут ведра из дома. Кувалду и вовсе делают сами рабочие из трубы и куска рельса.
7. Ремонтный материал практически отсутствует, то, что появляется сразу же пускается в ремонт аварийных участков пути.
8. Подвижная ремонтная техника (автомобили) давно не обновлялась используются ещё советские образцы, они громоздкие и не удобные, и требует постоянного ремонта. А в результате того, что помещения МУП Липецкпассажиртранс были проданы или отданы в аренду, большинство техники было выгнано из теплых боксов и стоят на улице, а поскольку большинство техники «на воде» то зимой требуется много времени, чтобы прогреть и завести машину.
9. Люди и персонал. После сокращения, рабочего персонала катастрофически не хватает так в службе пути в двух бригадах и АВР не больше 30 человек и это на 40 км эксплуатируемого трамвайного пути. При всем этом, как писалось ранее в
Липецких СМИ в Липецкпассажиртрансе были найдены должности начальников без подчинённых.
10. Заработная плата. У рабочих в Липецкпассажиртрансе заработные платы настолько низкие, что иногда идет доплата до прожиточного минимума, ниже которого платить нельзя. Вот квиток зарплаты за март где за 184 часа работы в аварийной бригаде начислено 13 700 рублей. За такую зарплату особого рвения в работе не кто проявлять не будет. В то же время в 2012 году на средства муниципального предприятия мэру Гулевскому была куплена
Toyota Land Cruiser Prado в максимальной комплектации за 3 миллиона рублей. Поэтому судя по всему деньги у предприятия есть, просто они используются неправильно.
11. К тому же, что бы трамвай мог разогнаться хотя бы до скорости в 30 км в час, необходимо максимально огородить трамвайное полотно от пешеходных переходов, светофоров, поворотов, переездов, уклонов и увеличить расстояние остановочных пунктов.
В общем проблемы есть, но при должном финансировании они все решаемы. Уже неоднократно писалось в Липецких СМИ, что городские власти, хотят найти доброго дядечку или тётеньку который, вложится в Липецкое трамвайное хозяйство и решит все его проблемы. Но дураков желающих пока нет, есть Лисин, но он особо не горит желанием вкладывать деньги в Липецкий трамвай. Появиться ли скоромной трамвай в Липецке покажет время.
источники:
МУП «Липецкпассажиртранс» «работает втемную» Автомобиль Toyota Land Cruiser Prado для мэра Липецка купили за счет МУП «Липецкпассажиртранс» Википедия Скоростной трамвай группа в ВК Липецкий трамвай verum ipsa punctum, ut se