Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое, то сердечная тоска…
Александр Сергеевич Пушкин
Глава 1: Время действия с 1237 - 1836 год.
Ямская гоньба была только на Руси, впервые она появилась при Монголо - татарах. Она представляла собой систему ямовых дворов, расположенных через каждые 30 - 40 верст, где, можно было поменяв лошадей ехать дальше. В ямском дворе можно было закупить продуктов по единой для всех губерний цене. Дом ямщика состоял из двух комнат, одна для ямщиков, где они могли отдохнуть, вторая комната для гостей.
Ямщиков описывали, как вольных людей, которые не боятся трудностей. Несмотря на то, что на них часто нападали разбойники, это была самая востребованная профессия с 13 по 19 век. Ямщики были освобождены от воинской службы, а также им давали в пользование обширные пашни и луга, что бы они могли прокормить лошадей.
Что бы остальные наездники уступили им дорогу, на лошадей ямщиков вешались колокольчики,
Глава 2: Время действия с 1836 - 1871 год
Начало железнодорожному строительству положил Указ императора Николая Первого от 15 апреля 1836 года. Сделано это было для того, чтобы обеспечить более быстрое перемещение грузов и людей по территории центральных губерний. А чтобы лишить врагов возможности использовать железнодорожный путь для переброски войск и техники по территории нашей страны, ширину колеи в Российской империи увеличили до 1524 мм, против 1435 мм которая использовалась в Европе.
Основную рабочую силу для строительства Юго - Западной железной дороги составили выходцы из обедневших крестьян Воронежской и Тамбовской губерний. Вдоль пути строилась инфраструктура сторожевые и сигнальные будки, а также помещения для персонала. За безопасность на железной дороге отвечали Жандармы.
Но не всем по душе пришлась новая железная дорога, так Лебедянские и Задонские чиновники, которые скорее всего получали прибыль от работы местных ямщиков, испугались, что с прокладкой железной дороги они лишатся дохода и запретили прокладку пути по своей территории. В результате в Лебедяни не стали размещать крупный железнодорожный узел, как ранее планировали, а просто провели ветку ЖД дороги, а Задонск вообще обошли стороной, ЖД путь проложили в 25 км от Задонска.
Но прогресс уже нельзя было остановить, и ЖД дорога составила серьезную конкуренцию работе ямщиков. Многие из Задонска и соседних населённых пунктов, издавна промышлявших частным извозом, впервые со времен Бориса Годунова остались без работы, ямщики массово беднели и пытались найти новую работу.
Один из ямщиков так охарактеризовал события тех дней. Гоняли и в Елец, и в Лебедянь, и в Липецк, и в Москву в самую, а то в Задонск, в Воронеж, куда подрядишься - по всем трактам; лес возили и хлеб, и всякий товар. А теперь чугунка прошла, - всему шабаш: всего мы решились… Грош медный с пуда дают до вокзала, так это разве заработок - 15 копеек с воза? Ничего нам пользы дорога эта железная не принесла, разорила только…
Когда Задонские чиновники спохватились и поняли, что они остались оторваны от основных транспортных путей, они начали просить правительство проложить дорожный путь через Задонск по маршруту Елец - Задонск - Воронеж.
Было даже такое предложение: Что бы сэкономить средства предлагалось уложить рельсы прямо по Воронежскому шоссе. Но Воронежский губернатор отверг это предложение, посчитав, что это принесет больше вреда, чем пользы.
Ещё много раз чиновники из Задонска просили правительство и пробовали призвать частный капитал. Но Задонск, так и остался далеко от железнодорожных путей. Что не удивительно, ведь введённая дорога уже отвечала всем необходимым требованиям и прокладывать новую не имело смысла.
Глава 3: Наши дни.
Сейчас о ямщиках можно услышать только в стихах и песнях.
Но если подумать, маршрутки - это те же ямщики, только ездят они только по городу. Это наталкивает на другую мысль, уж не имеет ли кто-то из местных Липецких чиновников выгоду от развития именно частного транспорта, а не городского? Как это было в 19 веке в Задонске.
Сейчас муниципальный транспорт принесен в жертву частным извозчикам. Все выгодные маршруты отобрали, бесплатных пассажиров в виде пенсионеров и льготников добавили. К тому же, если использовать карточку, то можно проехать дешевле. Новый транспорт не закупался десятилетиями. Помещения и цеха муниципального предприятия проданы или сдали в аренду. В следующем году собираются продавать троллейбусное депо, и как мы понимаем купит его скорее всего владелец частного извоза. А нужно ли его продавать? Какой смысл? Как бы не получилось, как в свое время с детскими садами, и потом новое депо строить не пришлось.
Новые троллейбусы сейчас ничуть не хуже поддержанных автобусов из Германии, в них уже есть кондиционер, при желании и вай фай можно установить, а пробку на дороге они с легкостью на аккумуляторе объедут, низкопольность присутствует.
Не нравятся троллейбусы? Губернатор Липецкой области, Олег Петрович Королев обещает запустить воздушное метро, первую линию по его обещанию вот-вот уже сдадут в 2016 - 2017 году. Но получится ли у Олега Петровича сделать это? Ведь местные чиновники судя по всему и тут будут ставить палки в колеса.
Click to view
Видео с обещанием построить метро с 08:35 по 10:05 минуту.
Частный транспорт должен дополнять муниципальный транспорт, а не замещать его полностью. Иначе однажды может случится транспортный коллапс