При знакомстве с новой экспозицией ЦВММ самое приятное впечатление произвели модели канонерских лодок "Бурун" и "Дождь", спущенных на воду осенью 1879 г. на Новом Адмиралтействе и "Галерном островке" соответственно. Малая осадка и сравнительно неплохая маневренность позволяли им эффективно действовать на мелководье и в финских шхерах, а 280-мм орудия делали грозным противником.
Лодки принадлежали к немного отличающимся типам, что прекрасно видно на моделях. Как отмечал Рафаил Михайлович Мельников, "Дождь" (и почти однотипные "Вихрь", "Град" и "Снег") отличали "пологий, с большим радиусом закругления, переход палубы в борт, что напоминало конструкцию строившейся в 1880 г. в Англии под наблюдением Э.Е. Гуляева яхты "Ливадия". Обращает на себя внимание отношение длины к ширине - 2,9, почти блюдце.
Для сравнения - чертежи лодок из статьи Р.М. Мельникова в журнале "Судостроение" (1986. № 8).
"Бурун":
"Дождь":
Интересной особенностью "Дождя" были также "откидные железные борта" в носовой части, прикрывающие 280-мм орудие и его прислугу.
И, для сравнения с моделью, фотография "Дождя" 1888 г., Кронштадт: