В воскресенье 13 декабря сего 2015 г. получил sms из порта Виктория на Сейшельских островах: "Нашел могилу доктора!!!" Это Никита Кузнецов делился своей радостью. К этому событию мы готовились...
Позднее был получен текст, подготовленный Никитой для одного из изданий. Помещаю из него небольшой кусочек, про могилу А.И. Крупенина.
Спустя 14 лет после первого посещения Сейшел русским военным кораблем, на французском кладбище Mont-Fleury появилось первое (и на данный момент единственное выявленное) русское захоронение. 10 сентября 1895 г. на борту крейсера 2 ранга (до 1892 г. - клипера) «Разбойник» от чахотки скончался старший судовой врач надворный советник (чин, соответствующий капитану 2 ранга) Александр Иванович Крупенин. Он родился 30 августа 1854 г. в Костромской губернии, окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и Императорскую военно-медицинскую академию. С 1887 г. он служил на кораблях Российского Императорского флота.
"Разбойник". Фотография начала ХХ в.
Офицеры "Разбойника". В центре сидит И.К. Григорович, за его спиной в тёмном мундире - судовой врач А.И. Крупенин.
А.И. Крупенин (фрагмент предыдущей фотографии)
Н.А. Кузнецов:
Командир «Разбойника» капитан 2 ранга И.К. Григорович (в 1911 - 1917 гг. - морской министр Российской Империи) писал в своем рапорте о последних днях жизни А.И. Крупенина: «Больной находился в полном сознании и, хотя сознавал безнадежность своего положения, но продолжал себя лично лечить, а также и давать указания фельдшеру, относительно больных нижних чинов». После смерти судового врача, наступившей перед заходом в Викторию, командир корабля смог получить разрешение похоронить его в этом городе. И.К. Григорович отмечал в рапорте: «На похоронах … присутствовало чуть ли не все население города, состоящее преимущественно из французов. В их неподдельном участии в нашем судовом горе чувствовалась известная всему миру дружба их далекой родины. Приспущенные французские флаги на домах, масса венков с трехцветными лентами, несколько прочувствованных, но сдержанных и не затрагивающих политику речей показали англичанам, что и на одном клочке земли среди океана у нас имеются такие же искрение друзья, как и в самой Франции». В 1898 г. на могиле морского врача Крупенина появился памятник, который прислала из Санкт-Петербурга его вдова - Вера Васильевна.
С тех пор все русские корабли, заходившие в порт Виктория, посещали это воинское захоронение и отдавали почести моряку, нашедшему последний приют далеко от Родины. Последний раз могилу навестили офицеры и матросы крейсера «Варяг» и линкора «Чесма», стоявших в Виктории с 11 по 21 августа 1916 г. Эти корабли, захваченные японцами в период Русско-японской войны 1904-1905 гг., во время Первой Мировой войны были переданы России и в составе Отдельного отряда судов особого назначения перешли с Дальнего Востока на Север России.
Саму же могилу удалось найти на действующем до сих пор кладбище Mont-Fleury с Божьей помощью в день Святого Андрея Первозванного 13 декабря. Захоронение, внешний вид которого значительно отличался от могил, типичных для европейских кладбищ, было обнаружено практически случайно после нескольких часов поисков на жаре, превышающей 40-градусную отметку. Автор вел поиски совместно с Анатолием Васильевым - председателем правления общественной организации «Морской Арт Клуб», руководителем международного фестиваля «Россия Морская», который сейчас проходит на борту ОИС «Адмирал Владимирский». Символично, что когда могила была обретена, на кресте мы увидели яркую тропическую птичку, которая, улетела, как только мы отошли от места захоронения.
Никита Кузнецов у найденной могилы. Фотография А. Васильева (взята из ФБ)
Н.А. Кузнецов:
"16 декабря могилу доктора А.И. Крупенина посетила делегация экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» во главе с капитаном судна Александром Пышкиным, старшим похода капитаном 2 ранга Дмитрием Пунтусом и заместителем командира похода по работе с личным составом капитаном 1 ранга Сергеем Поляковым. Захоронение было приведено в порядок, судовые врачи Павел Ващенко и Александр Бармин возложили венок на надгробие своего коллеги. Священник похода иерей отец Олег (Артемов) впервые за без малого сто лет отслужил панихиду по рабу Божьему Александру. В торжественных мероприятиях принимал участие советник Посольства Российской Федерации Евгений Шалобанов, который сказал, что теперь опеку над данным захоронением будет осуществлять дипломатическое представительство России. Моряки ОИС «Адмирал Владимирский» передали сотрудникам Посольства немного кронштадтской земли и камней для того, чтобы те положили горсть родной земли около памятника".
УРА! ТАК ДЕРЖАТЬ!
P.S. Никита обещал, что напишет подробную статью об А.И. Крупенине и его могиле для одного из выпуска сборника статей "КОРТИК. Флот. История. Люди".
P.P.S. А вот, спустя неделю, появился и полный текст Никиты на сайте РГО:
http://www.rgo.ru/ru/article/admiral-vladimirskiy-russkiy-sled-na-seyshelah