Адмирал с призванием художника

Nov 14, 2015 15:42

В "Санкт-Петербургских ведомостях" - свежая статья Мурата Тимуровича Валиева о Петре Николаевиче Вагнере.

Адмирал с призванием художника

Не совсем, правда, понятно, каким образом автор зачислил П.Н. Вагнера в вице-адмиралы. По должности занимаемой в советское время? Не иначе... В действительности П.Н. Вагнер - генерал-майор флота.

Хотелось бы дополнить автора цитатой из воспоминаний Гаральда Карловича Графа "Моряки" (1901 г., КР "Князь Пожарский", командир - капитан 1 ранга А.А. Куприянов):
"Доставалось также и старшему штурману лейтенанту В. (Вагнеру. - Прим. ред.) . Это был корпусный офицер, прозванный «шишкой», человек спокойный, но относившийся к своим обязанностям довольно-таки небрежно. Командир во время походов к нему постоянно приставал с вопросом: «Где наше место», этим делая намек, что тот должен чаще проверять место корабля. Однажды В. находился в штурманской рубке, а командир ходил по верхнему мостику и, по-видимому, уж очень извел его своими докучливыми вопросами. На вновь повторенное: «Где наше место» В. раздраженно крикнул «В рубке». Командир страшно рассердился, и им пришлось расстаться".

И полный текст аттестации за 1907 г., составленная инспектором классов Морского корпуса полковником по Адмиралтейству А.М.Бригером (заодно любуемся подробнейшей формой аттестации! Сведения, вписанные в типографский бланк А.М. Бригером, выделены курсивом):
Призвание: 1. Любовь: а) к морю,
б) к морской специальности,
в) к специальностям.
Как преподаватель Морского корпуса по отделам кораблевождения, много плававший с воспитанниками корпуса, специально занимается навигацией, преимущественно разрабатывая ее теоретическую часть.
Познания: 1. В военно-морском деле
2. В специальностях. По навигации приобрел путем долгого преподавания солидные познания.
3. Общеобразовательные. В общем человек образованный
4. Начитанность. и начитанный
5. Знание иностранных языков:
а) теоретическое, в некоторой степени, впрочем, достаточной для чтения сочинений по его специальности
б) практическое,
в) разговорное.

Опытность: 1. В морском деле.
2. В специальностях.
В деле преподавания своего основного предмета опытен, но в значительной мере схематичен.

Воспитание: 1. Сознание долга и способность пренебрегать личными выгодами и удобствами для пользы службы: Существует в необходимой степени, хотя личными выгодами и удобствами добровольно поступился бы не при всяких обстоятельствах.
2. Дисциплинарность: Вполне дисциплинирован.
3. Служебный такт и умение держать себя:
а) с начальниками
б) с подчиненными и
в) с сослуживцами
Служебного такта вполне достаточно в отношении лиц начальствующих и подчиненных, т.е. воспитанников корпуса; с сослуживцами хотя и живет в ладу, но не всегда снискивает себе уважение.
4. Отношение к нижним чинам: С низшими служащими требователен, но деликатен.
5. Воспитанность и умение держать себя в обществе: В обществе держит себя с достоинством и вполне воспитан.

Нравственность: 1. Отношение к спиртным напиткам:
2. Отношение к кутежам на службе и вне оной:
Совершенно воздержан.
3. Честность и аккуратность в служебных и частных денежных делах:
Во всех денежных делах вполне корректен

4. Религиозность: Нормальная
5. Отношение к семье: Прекрасный семьянин, заботливый муж и отец.
6. Политические убеждения и их влияние на отношение к службе:
Вполне устойчивые, подобающие носящему военный мундир.

Здоровье: 1. Физические качества и недостатки: Вполне здоров.
2. Качество зрения и слуха: Нормальные
3. Неутомимость в работе и выносливость: Совершенно достаточны
4. Влияние качки на здоровье и отправление службы:

Качества: дарование, ум, характер:
1. Общее развитие: Надлежащее и соответствующее положению педагога.
2. Наблюдательность: развита в достаточной мере
3. Внимательность и сообразительность: Весьма внимателен и достаточно для целей педагогии сообразителен
4. Находчивость: Нормальна
5. Бодрость духа: Всегда бодр духом
6. Смелость: Достаточна
7. Сила вили и энергия: Проявляются при необходимых обстоятельствах.
8. Личная инициатива: Замечается.
9. Твердость в убеждениях: В деле своей специальности держится вполне определенных убеждений.
10. Хладнокровие: в надлежащей мере
11. Способность оценить положение в критические минуты:
12. Умение владеть словом и пером: обыкновенны
13. Работоспособность: средняя
14. Требует ли понуждения: иногда требует.

Общая характеристика и мнение о пригодности к службе:
Характерной чертой аттестуемого, как преподавателя корпуса, есть ясность и толковость преподавания, хотя и не при большом объеме знаний. В сущности истинное призвание его есть искусство, так как аттестуемый весьма незаурядный художник. Следуя своему призванию он кончил курс Академии художеств, а стремясь к развитию умственного кругозора кончил еще в молодости курс Николаевской морской академии. Так как искусство и точные математические науки можно сравнить с прямо противоположными силами, действию которых подвергся интеллект аттестуемого, то нет ничего удивительного, что он направлен в сторону более могущественной силы, т.е. в сторону искусства. В среде художников Петр Николаевич Вагнер занимает вполне почетное место, чего не достигает он в равной степени среди преподавателей Морского корпуса.
Несмотря на это, благодаря требовательности и ясности изложения, ученики подполковника Вагнера выгодно отличаются точностью и прочностью своих познаний. Некоторая схематичность его преподавания и составленного им курса навигации, единственного в данное время, вызывают нарекания; но так как до сих пор в русской военно-морской литературе не имеется по этому предмету ничего лучшего, то с ним мирятся.
Как бы то ни было, умение держать классную дисциплину на надлежащей высоте, умение внушить своим ученикам твердые и отчетливые знания, делают подполковника Вагнера вполне пригодным для службы в Морском корпусе.

Особые выдающиеся случаи за время службы:
За время своей службы в корпусе подполковник Вагнер составил (литографированный) курс навигации. Этот курс достаточно продуман и вполне удовлетворительно развит в теоретическом отношении; но в практическом смысле он не вполне соответствует современным требованиям штурманского дела, вследствие чего он не повторится изданием и будет лишь в обращении до появления нового руководства, каковое не замедлит явиться, так как Главным гидрографическим управлением уже объявлен конкурс на составление нового руководства по этому предмету. Тем не менее курс подполковника Вагнера долгое время был единственным и сослужил службу Морскому корпусу, в чем и заключается значительная заслуга самого автора перед Морским корпусом».

Инспектор классов Морского корпуса генерал-майор по Адмиралтейству А.М.Бригер, 05.09.1911:
Способность к службе (судовой, строевой, административной, хозяйственной или учебно-воспитательной): За 19-ти летний период службы полковник Вагнер исполнял не только обязанности преподавателя, но и был отделенным начальником, при чем в общих отраслях учебно-воспитательной деятельности проявил твердое и настойчивое руководительство подведомственными ему воспитанниками.
Нравственность, характер и здоровье: Вполне нравственный, твердого характера и достаточно крепкого здоровья.
Воспитанность и дисциплинарность: Воспитанный и дисциплинированный офицер.
Особенные познания и иностранные языки: Кончил курс Николаевской морской академии по гидрографическому отделению и Императорскую академию художеств. Знает иностранные языки в степени, достаточной для чтения научных книг (французский, немецкий и английский).
Общая характеристика и мнение о пригодности к дальнейшей службе:
Отличительною чертою характера полковника Вагнера является настойчивость в достижении намеченной цели, чем и объясняется, что из него выработался хороший преподаватель кораблеводительных предметов и видный художник, имя которого занимает заметное место в ряду русских художников.
Упомянутая твердость и настойчивость дают ему возможность доводить своих учеников до хорошего знания предметов, в пределах его преподавания, что ежегодно и обнаруживается на выпускных экзаменах.
Эти качества дают основание желать продолжения педагогической деятельности аттестуемого.
Случаи, заслуживающие особого внимания:
Полковником Вагнером уже давно был составлен учебник навигации, который до 1910 года был единственным руководством при преподавании этого предмета. В 1910-м году начато издание руководства старшего лейтенант Шейковского, еще, однако, не законченное; вследствие этого и в текущем учебном году руководство полковника Вагнера не потеряло своего значения».

Семейное захоронение Вагнеров на Смоленском православном кладбище. К могиле отца моряка прикреплена памятная доска, в память Петра Николаевича и его сына Николая. Обратите внимание - доска на могиле отца также не "родная", сделана, вероятно, уже в советское время. Фото - июль 2015 г.



память, история флота России, Петербург, РГАВМФ, смоленское кладбище, памятник, история флота, архив, флот

Previous post Next post
Up