Эмиль Ажар "Страхи царя Соломона" (Emile Ajar "L'angoisse du roi Salomon")
ISBN 5-89091-202-X
"Готовое платье, мой юный друг, вещь тонкая, не совсем ясно, где что начинается и где кончается..."
Ромен Гари - известный француский писатель, русский по происхождению; дипломат; прославился как создатель самой нашумевшей и трагической мистификации ХХ века, перевоплотившись в Эмиля Ажара и став, таким образом, единственным дважды лауреатом Гонкуровской премии.
Царь Соломон - царь француского прет-а-порте, король готового платья (на пенсии);половину его квартиры занимает организация "SOS альтруисты-любители"(одна из разновидностей телефона доверия)...Повествование ведется от лица молодого человека - таксиста, всем книгам предпочитающего словари; у него внешность уголовника, но он никогда не сидел в тюрьме...
Эта книга о людях и одиночестве, о страхе смерти и старости, и о любви. Начиная читать, оторваться уже невозможно.
еще несколько цитат:
"Это просто позор,-сказал он, и я увидел в зеркальце заднего обзора, что он вздохнул.- Жить в этом мире становится все труднее с каждым днем"
"В прежнее время можно было себя не знать, можно было питать иллюзии. А сегодня, благодаря прессе, транзисторам и особенно благодаря телевидению, мир стал очень обозримый. Самая большая революция нового времени - это столь внезапная и ослепляющая обозримость мира. За последние 30 лет мы о себе узнали куда больше, чем за предыдущие столетия, и это наносит нам тяжелую травму.Сколько ни тверди, что это же не я, а нацисты, камбоджийцы, ну уж не знаю кто, но в конце концов все же понимаешь, что это и есть ты. Именно мы, всегда, везде. Отсюда чувство вины. Я только что говорил с молодой женщиной, которая призналась мне, что намерена сжечь себя в знак протеста. Она не сказала мне, против чего она протестует. Впрочем, это и так понятно. Отвращение. Бессилие. Отказ. Тревога. Возмущение. Мы стали не-у-мо-ли-мо зримы для самих себя."
"- Да, все помнят знаменитых людей, и никому нет дела до тех, кто никем не был, но любил, надеялся, страдал. Те, кто при рождении получил наше общее готовое платье и смиренно протаскал его до самого конца. Даже само это выражение "те, кто никем не был" омерзительно и недопустимо. Я отказываюсь это принять и выражаю это теми скромными средствами, которыми располагаю."
Соломон Рубинштейн, эск., брючный король