В догонку к предыдущему застройки и planned obsolescence

Apr 08, 2004 11:23

застройки и planned obsolescence

Man With Dogs wrote: Розовый кадиллак - могильная плита американскому трамваю
О том как американкая легенда - автобизнес, съел трамваи, взял денег "на ремонт провала" (развитие фривеев, как защиту от советской угрозы), инициировал разрастание картонных пригородов и сделал свой продукт скоропортящимся

I responded:
1. Freeways - не совсем ремонт провала, они были построены (конечно, с прибылью), но впарили, среди прочих доводов и объяснений, и как "ремонт провала", да.
2. Еще одна поправка - пригороды и массовая покупка авто в годы бума после второй мировой связаны, но нельзя сказать, что автопромышленность инициировала. Способствовала, да.
Вместо плотных городских многоэтажных застроек европейского типа в Штатах преобладают одно-двухэтажные вокруг даунтаунов с небоскребами. Большинство городов расползается как блинное тесто на сковородке. Застройки типовые, массовые. В годы бума семья оформляла бумаги на покупку дома и его (щитового типа) могли собрать меньше чем за неделю.
Сейчас строят не из щитов, но на русский взгляд "из щепочек": делается скелет из брусков дерева, на него навешивают снаружи - листы штукатурки, отделанной чтобы было похоже на камень, между - изоляция, внутри - сухая штукатурка, которая будет стенами. Это практически единственная, массовая технология. Поэтому в американских фильмах автомобили прошибают стены и въезжают в гостиную достигая пика комического эффекта.
Разумеется, это не похоже на постройки, которые стоят по 300 лет. В Америке вообще типичен подход, когда старое сносят, на его месте делают новое. Оттого "история" в городах плохо накапливается.
Причина такого строительства - дешевизна. Вообще главный закон рынка можно определить как "самый плохой продукт за максимально возможную цену" (если определяет пессимист ;)) ).
Т.е. рынок держит максимум цен на такие дома, их семьи выплачивают десятки лет. Миллионный от статысячного отличается планировкий и отделкой, технология та же: щепки с листами штукатурки. Оптимисты и энтузиасты американского скажут, что в их климате капитальнее строить и не надо. Может быть. Но капитальнее (из камня, например) никто цену и не потянет. А многомиллионные поместья по какому-то случайному совпадению не делают из щепок.

В истории средних веков в советской школе, помню, объясняли, что средневековые города часто выгорали, пожары, из-за того, что строительство было деревянным. Америкаснкие районы тоже периодически горят. В калифорнии пожары приходят практически каждую осень, выжигая десятки - иногда сотни - домов, целые районы.

3. "Planned Obsolescence", принцип планируемого старения, в том, что некритичные для жизни пассажиров (иначе засудят) детали авто начинают отваливаться.Цены на них стоят искусственно такими, что выгоднее покупать новую машину, в среднем раз лет в 5. Кстати, на запчастях автокомпании получают, не помню точно, чуть ли не половину прибыли.В 70е кажется выходила книга, наделавшая много шума - но с тех пор принцип давно стал общим местом во многих областях.
Вторая составляющая для подстегивания покупателя - введение МОДЫ на внешнюю отделку автомобилей, дизайна. Совершенно осознанно, в те же годы. У "старой" машины не только отваливались ручки на дверях, или трескался пластик на переднем щитке, из-за изменения моды владеть машиной стало "стыдно".

Т.е. бизнес искусственно занижает жизнь продукта чтобы обеспечить возобновляющийся цикл продаж. Не будь капитализма в его нынешнем виде, цивилизация могла бы тратить в десятки раз меньше ресурсов оставаясь примерно на том же техническом уровне.
Частное предпринимательство, рынок, нацеленный на достижение максимума прибыли, не "решает" и не "оптимизирует" - это МИФ.
Previous post Next post
Up