.
Раньше я уже давал ссылку на цикл статей Андрея Ваджры об "Украинстве" в "Полярной Звезде", которую делает new_ur_all.
Сегодня - четвертая часть.
http://www.zvezda.ru/politics/2007/12/10/ukraina_4.htm По-моему точку в спорах о преемственности древней Руси и о языках ставит вот этот отрывок:
(пишет А.В.): Что было понятно, я просто дословно переведу приведенный мною фрагмент "Слова о погибели" (писанное в Галиции "Слово о погыбели Рускыя земли и о смерти великого князя Ярослава") на украинский и русский, а вы в публикации нашей беседы, выделите отличия заглавными буквами.
Привожу опять для наглядности фрагмент:
"О свЂтло свЂтлая и украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена єси: озеры многыми, удивлена єсы рЂками и кладязьми мЂсточестьными, горами крутыми, холмы высокыми, дубравомы частыми, польми дивными, звЂрьми различными, птицами бещислеными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами - всего єси испольнена земля Руськая, о правовЂрьная вЂра хрестияньская!"
Вот как он будет звучать по-русски:
"О светло светлая и украшеНнаЯ земля РуСская! И многИми красотами удивлена: озерами многими, удивлена реками и кладезЯми месточест_ными, горами крутыми, холмами высокИми, дубравАмИ частыми, полЯми дивными, зверьми различными, птицами беСЧислеНными, домами церков_ными и князьЯми грозными, боярами честными, вельможами многИми - всего исполнена земля РуСская, о правовер_ная вера хрести_анская"!
Теперь, то же самое на украинском:
"О свІтло свІтла ТА ПРИКРАШЕНА земля Руська_! І БАГАТЬМА красотами ЗДИВОВАНА: озерами БАГАТЬМА, ЗДИВОВАНА рІкамИ ТА СКАРБАМИ МІСЦЕчесними , горамИ крутими, ПАГОРБАМИ високими, дІбрОвами частими, полями дИвними, ТВАРИНАМИ РІЗНОМАНІТНИМИ, ПТАХАМИ НЕЗЧИсленними, домами церковнимИ та князями грІзними, боярами чесними, вельможами БАГАТЬМА - УСІМ ВИКОНАНА земля Руська_, о правовІрна вІра хрИстиянська!".
Помню (emdrone), что когда я впервые прочитал историю Грушевского году так в 88-89м, то на меня впечатление произвел пункт, на котором висела вся концепция - после завоевания татарами, западные земли освободились первыми, были под игом меньше, а потому в отличие от русских, усвоивших татарство как образец государственности, именно украинцам принадлежит право быть настояшими наследниками Древней Руси.
Признаюсь приятно было наконец-то (не прошло и 20 летм как обнаружился контр-аргумент) прочитать об ином взгляде на вещи. Подчеркиваю, это положение - абсолютный центр всех claims, претензий украинства на историческую особенность и легитимность.
(пишет А.В.):
"Свидоми" историки считают, что татаро-монгольское нашествие изменило культурную парадигму всей Руси кроме "исконно украинского" Галицко-Волынского княжества и западных территорий земли Русской. Якобы из-за того, что эти территории попали под литовский и польский контроль, культура средневековой Руси сохранилась и стала сугубо украинской.
Д.Р.: Я так понимаю, что вы с этим не согласны?
А.В.: Хм… Вы угадали.
Что представляло собой в целом т.н. татаро-монгольское иго? Правильно - признание русскими князьями своей вассальной зависимости от хана Золотой Орды и выплату ими дани. После первого, масштабного, военного удара монголов, степняки проведывали Русские земли только с карательными целями и лишь периодически, когда того требовала политическая ситуация. Иначе говоря, оккупации как таковой не было, монгольские гарнизоны в русских городах не стояли (ну может за исключением Киева), монгольская администрация княжествами не управляла. Да, страна была разрушена, да, многие её регионы оказались в изоляции и начали развиваться иначе, чем до нашествия, но и не более того. Монгольское влияние было крайне незначительным. Тем более в культурном плане. При Орде Русь просто "варилась в собственном соку".
Это же касается и юго-западных территорий. Принципиально в культурном плане ничего не изменилось. Вплоть до XV века западнорусские земли находились в рамках общей византийско-славянской культуры. Точнее в рамках того, что от неё осталось. Потом, постепенно, на земли Малой Руси, в ее западные регионы, а потом и в центральные, вместе с польской властью приходит и польская культура. Вот тут-то и начинаются различия.
Если монголы сидели у себя в Орде и лишь периодически проведывали те русские княжества, в которых князья начинали слишком многое себе позволять, то поляки непосредственно пришли на русские земли с польскими гарнизонами, законами, порядками, администрацией, языком и, конечно же - культурой.
Улавливаете разницу? Восточная Русь лишь платила дань хану, продолжая при этом жить как жила, по своим правилам и законам, а Западная Русь оказалась фактически оккупирована Польшей, попав под мощный каток польской ассимиляции. Как вы понимаете, в этих условиях, говорить о том, что она смогла якобы сохранить культурные наработки домонгольской эпохи могут лишь "свидоми" мифотворцы.
Давайте посмотрим на политическую элиту Восточной и Западной Руси. Да, восточнорусские князья не обладали суверенитетом и полностью зависели от воли хана, но ведь, вместе с тем, они оставались князьями, православными и русскими. Да, они прошли сложную и тяжёлую монгольскую "школу", но именно она в конечном итоге сформировала русскую военно-политическую элиту, которая впоследствии создала одно из самых мощных государств мира - Российскую империю!
А что же политическая элита Западной Руси? Весьма скоро её не стало. Польский правящий класс без следа растворил её в себе, ассимилировал. Свою русскость, веру, зачатки культуры сохранили лишь крестьяне. Но, преданные своей элитой, они стали низшим социальным слоем Речи Посполитой - рабами господствующей польской нации.
Возьмём, к примеру, православную церковь. Об этом не очень любят распространяться российские историки, но именно во времена Золотой Орды, как это не звучит парадоксально, русская православная церковь достигла своего расцвета. Дело в том, что на территории своей империи, монголы уважительно относились ко всем религиям без исключения, даже предоставляли религиозным организациям разнообразные экономические и правовые преференции. А на Западной Руси, во времена Речи Посполитой, для православной веры и церкви наступили самые страшные и тяжёлые времена. Поляки методично и последовательно проводили политику уничтожения православия и русской идентичности.
Д.Р.: Так что же собой представляла культура юго-западной Руси того времени?
А.В.: С 1239 по 1241 по ее земле прокатилась разрушительная война. Все Левобережье и Надднепрянщина были превращены в развалины. Галицко-Волынские земли, в результате "гибкой" политики местных князей, пострадали в меньшей степени. Естественно, что Данила Галицкий был вынужден посетить ставку Батыя и признать свою вассальную зависимость.
Затем Орду заменила Литва и Польша. В 1349-ом поляки захватили галицкие земли и польский король Казимир провозгласил себя "правителем Королевства Руси". После кратковременного изгнания венграми, в 1387-ом, они вернулись вновь, и на этот раз надолго.
Я не сделаю никакого открытия, когда скажу, что польская и венгерская военно-политическая экспансия сопровождались экспансией религиозной и культурной. В течение всего XIV века на западных землях Руси происходит стремительное утверждение католицизма, власть на местном уровне переходит от русских к немецким мещанам-католикам (позднее полонизированным). Параллельно с этим, шёл процесс постепенного занятия католической культурой господствующих позиций в городах, несмотря на численный перевес в них русского, православного населения. Вместе с тем, необходимо отметить, что в течение XIV-XV веков на галицкие земли интенсивно переселяются (прежде всего, в города) иностранные переселенцы - немцы, поляки, евреи и даже армяне с греками. Именно тогда начинается процесс разрушения зачатков самобытной русской культуры. К тому же польская власть организовывает гонения на православную веру и церковь, которые традиционно являлись и являются до сих пор главным оплотом русскости.
Можно с полной уверенностью сказать, что с XIV по XV века, западный осколок Русской земли практически полностью утратил свой русский облик, а его, не успевшая еще четко оформиться культура, была безжалостно задушена польскими "евроинтеграторми". Свою русскую идентичность сохранили лишь крестьяне Червонной Руси - забитые, неграмотные, презираемые русские холопы Речи Посполитой. Поэтому даже если, как это любят делать "свидомые", попытаться подменить всё русское на галицких землях того времени "украинским", от этого это "украинское" там всё равно не появится, так как Червонная Русь тогда уже была польской, немецкой, еврейской, католической, какой угодно, но не "украинской".
И дальше есть замечательный кусок о том, что центральная идея Украинства - идея разрушения, ибо для него (откола, отрицания русского единства), она и создавалась.
Украинская национальная идея это вечное отрицание, это машина разрушения, перемалывающая всё на своем пути. Именно для этого она и создавалась когда-то врагами России в австрийской Галиции. В ней нет позитивного, созидающего наполнения. Её нельзя "загрузить" в ткань государства и общества в качестве операционной системы, потому что она либо разорвет государственную и общественную систему изнутри, либо направит их на самоубийственный таран очередной мишени. Она может существовать лишь в схронах бандеровцев и карцерах диссидентов, её удел - вечная борьба против чего-то. Она не предназначена для того, что бы быть идеальной основой государства. Именно поэтому украинская национальная идея тлеет в узком слое политических маргиналов-фанатиков и лишь на словах поддерживается государственным истеблишментом, причём независимо от его политического формата.
Полезно все это, если не как краткий курс истории (о ней лучше все же читать подробнее), то по крайней мере как сборник контр-аргументов против укрозомбирования.
Короче, читайте.