.
Беседуя в другом месте на иную тему, мне пришлось сформулировать 3 правила конструирования эффективных оскорблений. Мне подумалось, что их следует поместить здесь с предупреждением, что любые замеченные в журнале оскорбления не удовлетворяющие некоему минимуму качества по указанным критериям будут безжалостно стираться вне зависимости от степени анонимности их авторов.
Автор пишет: "При оскорблении в отличие от клеветнических сведений, которые должны быть заведомо ложными, правдивость и ложность распространяемых сведений значения не имеет."
Нет, нет и нет три раза!
Явная ложность этого утверждения заставила нас взяться за перо и сформулировать некие, впрочем достаточно очевидные, утверждения.
ЛЕММА 1. Лучшие оскорбления ОСНОВАНЫ НА РЕАЛЬНОСТИ, чем больше доля правды в нехорошей информации, оглашаемой о жертве, тем лучше удалось оскорбление.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
Автобус. Пьяный мужик наваливается на девушку. "Мужчина, вы пьяны!" "Иик.. девушка, а у вас ноги кривые"
Доказав первую лемму, введем чуть более сильное утверждение:
ЛЕММА 2: Чем ПОСТОЯННЕЕ правдивая характеристика, использующаяся для построения оскорбления, тем сильнее оскорбление
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
(продолжение) - "Мужчина, вы отвратительно пьяны" продолжила девушка - "Девушка, а у вас ноги все равно кривые"
"Мужчина, вы просто пьяная свинья!" - пауза, после раздумия - "Девушка, а я завтра протрезвею"
Доказанное положение можно проиллюстрировать на множестве простых повседневных примеров: "Ваша реакция была совершенно идиотской" всегда будет слабее, чем "Вы полный идиот", т.к. во втором случае характеристика собеседника приобретает приятное постоянство.
Таким образом, как элементарное СЛЕДСТВИЕ из Леммы 2 вытекает, что среди самых сильных оскорблений естественно оказываются относящиеся к самым постоянным чертам индивида.
Ну и наконец:
ЛЕММА 3. Сила оскорбления обратно пропорциональна привычности его выражения. Как всякое искусство, искусство оскорблений подчиняется принципу "остранения", т.е. для запуска механизмов восприятия и силы эстетического эффекта необходимо сказать как бы заново, делая привычное "странным".
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
смешивающее языковые регистры, интеллигентно произнесенное "Вы, Сережа, козел неприятный" звучит гораздо сразительнее набившего оскомину "мудака"
Сюда легко добавить другие известные примеры (см. идею генезиса термина "монопенисуально"), мы оставим это как самостоятельное упражнение для читателя.
Несмотря на проделанную в этом небольшом труде работу, составление эффективных, реалистических, обладающих постоянством и нетривиально сформулированных оскорблений по-прежнему остается более искусством нежели хорошо исследованной областью научного знания, хотя несомненно оно заслуживает более пристального внимания и разработки.