Роль наследственных и внешних факторов в психическом развитии ребенка

Oct 03, 2014 12:20



Споры о том, что больше влияет на развитие ребёнка, «врождённое» или «приобретённое», длятся годами, но однозначного ответа до сих пор нет. Известно лишь, что и наследственность, и внешняя среда вносят огромный вклад в психическое развитие. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Внешние факторы - это то, что влияет на ребенка в процессе жизни: сюда относятся и те ценности, знания и навыки, которыми делятся с детьми родители и общество в целом.

О том, как же влияют на психическое развитие детей и те, и другие факторы, рассказывает детский и семейный психолог Клиники психиатрии и психотерапии ЕМС Мария Звегинцева.

Часто в качестве оправдания поведения ребёнка (или собственной неспособности родителей справиться с ним) мы слышим: «Это у него все от папы (мамы, бабушки, дяди и т.д.)». Это утверждение транслирует один из самых распространённых предрассудков.

Человек - биопсихосоциальное существо. Это значит, что он растёт в соответствии с тем, как заложено природой (генами) и тем, каким его формирует семейная, социальная и культурная среда. В результате каждый человек с первых дней своей жизни развивается как уникальная, ни на кого не похожая личность. В патогенезе психических заболеваний наследственный фактор важен, но не является исключительным. Также в формировании патологии играют большую роль стиль воспитания и коммуникация с родными и близкими. Так, исследования показывают, что матери с высоким уровнем тревоги с большей вероятностью воспитают тревожного ребёнка и передадут ему стиль мышления со склонностью к переоценке опасностей и недооценке собственных ресурсов для преодоления сложностей. У детей, воспитывающихся в семьях с высоким уровнем проявления агрессии, игнорированием здоровых психологических потребностей ребенка, риск появления психических расстройств во взрослом возрасте очень велик. Таким образом, наследственность задает возможный диапазон развития, а то, кем человек станет, к чему будет стремиться, зависит от того, кем он воспитывается и в каких условиях.

Также существует предубеждение, что если генетической предрасположенности нет, то ребёнку психические заболевания не грозят. Давайте разберемся, что такое генетическая программа и из чего она формируется. Первую половину генов ребенок получает от матери, а вторую - от отца.

Само по себе их сочетание уже может стать предрасположенностью к болезни, которой не было ни у одного из родителей. Не говоря уже о более далеких родственниках, чьи гены могут проявляться через поколения. К тому же мы помним, что важное влияние оказывают и социально-культурные факторы (например, депрессии и тревожные расстройства у людей в современном мире развиваются чаще, чем 30 лет назад). Многое зависит от характера семейного воспитания: излишний контроль каждого шага ребенка, отсутствие свободы выбора и чрезмерная критика ведут к «выученной беспомощности» и, как следствие, к недоразвитию навыков принятия решений, преодоления сложностей, совладания со стрессом. В свою очередь, отсутствие столь важных для эффективного функционирования навыков связано с высоким риском формирования психической патологии. Непоследовательность, резкие изменения в требованиях и завышенные ожидания могут привести к развитию тревожности у ребенка, что может повлечь за собой личностные нарушения. Для того чтобы понять, как развивается ваш ребёнок и есть ли какие-либо отягощающие факторы, влияющие на его психическое состояние, не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу или психиатру.

Уверенность в том, что «психологи и психиатры нужны только больным людям», также является заблуждением. Это специалисты в области душевного здоровья, эмоций, поведения, мотивации, мышления и других высших психических функций. Все психические заболевания имеют определенное течение, и только специалист может отличить личностные особенности от симптомов болезни на этапе, когда помощь необходима, но в гораздо меньших объемах, чем в случае выраженных нарушений.

Психолог и детский психиатр могут помочь справиться с большим перечнем поведенческих проблем, страхами, тревогой, адаптационными реакциями на перемены и стрессы и порекомендовать наиболее подходящие именно для вашего ребёнка способы взаимодействия и воспитания.

Европейский Медицинский Центр +7 (495) 933-66-55. КРУГЛОСУТОЧНО

детская неврология, исследование, наследственные заболевания, детская медицина, наследственность, Клиника психиатрии и психотерапии, психиатрия, организм ребенка, медицинское мнение, исследования, Мария Звегинцева, Европейский Медицинский Центр, Европейский медицинский центр, ЕМС, гены, медицина, ЕМЦ

Previous post Next post
Up