Сегодня получил велосипедный манометр BBB Digital Pressure Gauge BMP90, заказанный в коллективной покупке на нашем городском велофоруме . Прибор позволяет измерять давление в четырёх популярных величинах и подключается к ниппелям Presta и Schreder. Вот такой.
Я, как обычный наёмный служащий, имею вполне представимый уровень доходов и склонен по возможности экономить свои средства. Поэтому, после приобретения велосипеда я купил в комплект недорогой дорожный насос, приятно удививший меня своей безупречной работой, и вполне этим удовлетворился. Конечно, я был прекрасно осведомлён о доступности стационарных напольных насосов, которыми качать удобно, быстро и которые оснащены манометрами, позволяющими контролировать давление в колесе, но, зачем тратить деньги, если имеющееся оборудование вполне справляется, а уровень давления в камерах я проверял по старинке, прожатием покрышки колеса пальцем руки и этого вполне достаточно. Покупать специально для контроля манометр я совершенно не собирался. И всё же, несмотря на то, что велосипедный манометр штука весьма дорогая, и подход к затратам у меня вполне взвешенный, теперь я всё-таки сделал эту покупку. Что же вынудило меня выложить деньги и купить этот измеритель? Как ни странно, причиной оказались опять деньги, точнее случившаяся их потеря из-за вынужденной покупки нового оборудования взамен непригодного, которому бы ещё работать и работать, а произошло это именно из-за того, что я не знал величину точного давления в колёсах.
Начнём с того, что мой велосипед со склада был оснащён покрышками Panaracer Rolling Stone Cross 700х42. Протектор этих покрышек рассчитан на грунт, но они очень неплохо проявляли себя на асфальте из-за плотного центрального ряда шипов, который поднимал боковые шипы над поверхностью дорожного покрытия и обеспечивал небольшую площадь соприкосновения покрышки с дорогой, и тем самым хороший накат. Правда, поездка при этом сопровождалась весьма экзотическим жужжанием, очень напоминающим работу электродвигателя и тем удивлявшим стоящих на обочинах людей, когда я проезжал мимо. Конечно же, никакого электродвигателя на велосипеде не было и нет, и это делало ситуацию весьма забавной.
После общего наезда велосипеда, на тот момент достигшего 3000 км, покрышка переднего колеса имела почти первоначальный вид, износ был практически незаметен, а задняя потеряла половину высоты шипов центрального ряда, но вполне могла работать по моим расчётам ещё приблизительно столько же. Однако расчёты не оправдались. Во время одной из смен камер из-за прокола, когда я разбортировал колесо, на боковой стороне покрышки я неожиданно обнаружил огромную протёртость, длина которой составляла около 20 см. В месте протёртости резина полностью отслоилась и обнажился нитяной корд, который всё ещё удерживал нижнюю рабочую часть покрышки вместе с боковой стенкой, но выглядело это всё чрезвычайно подозрительно.
Естественно, после случившегося я начал поиски в Интернете похожих случаев и правильных действий для осуществления ремонта покрышки. Поиски дали разочаровывающую картину, из которой следовало, что данная протёртость боковой стенки покрышки является полностью моей виной и возникает в том случае, когда покрышка эксплуатировалась не будучи накачанной до полного требуемого давления. В этом случае колесо под весом велосипедиста продавливается больше допустимого, в месте контакта с землёй покрышка теряет требуемую круглую форму, которую она должна держать, вместо которой приобретает форму эллипса и сверху в этот эллипс врезается край металлического обода колеса и трётся об оказавшуюся под ним боковую стенку покрышки.
Постепенно тонкая боковая стенка покрышки не выдерживает этого трения и прорывается. Хорошо, если при этом корд остаётся целым и продолжает удерживать камеру внутри покрышки. Чаще всего владелец велосипеда не догадывается о сложившейся ситуации и когда корд лопается, накачанная под большим давлением камера выскакивает в образовавшийся разрыв в боковой стенке и колесо буквально взрывается. Иногда это случается на полном ходу и последствия могут быть очень печальны. Поэтому, при появлении подобной неисправности покрышка не подлежит ремонту, а только полной замене, эксплуатировать такую покрышку слишком опасно. Заклеивать такую покрышку и продолжать её пользоваться можно только в случае безвыходной ситуации, к примеру, когда велосипед участвует в автономном походе по достаточно безлюдным местам, когда запасной покрышки нет у вас и ваших спутников, и поблизости нет магазинов торгующих велозапчастями, где можно купить замену.
Итак, причины неисправности ясны, действия очевидны - замена покрышки на новую, потеря денег однозначна, ругать некого, всё произошло из-за обычного отсутствия опыта. Следствия - необходимо покупать новую покрышку и знать точную величину давления в камере колеса, которая должна соответствовать требуемой. А какая требуемая? А требуемая величина давления, минимальная и максимальная, банально напечатана на каждой велосипедной покрышке прямо сбоку, как и стрелка указывающая правильное направление вращения покрышки. Я прекрасно был об этом осведомлён, но считал, что туго накачанная покрышка, которую трудно продавить пальцем, накачана никак не меньше требуемого давления. Однако, как теперь стало очевидно, я явно ошибался. Установив новую покрышку Innova 700x45, любезно предоставленную мне хорошим другом на время до покупки новой, я накачал колеса на этот раз до такой степени, что самому становилось немного страшновато, а не перекачал ли я их больше допустимого. А тем временем был сделан заказ на новую покрышку и электронный манометр для измерения давления в колесе. Далёких и важных поездок не ожидалось, поэтому я полагал, что с такими туго накачанными колёсами волноваться не о чем, я спокойно дождусь прихода по почте нужной мне резины, а с ней будет манометр, которым я и проверю, насколько я ошибся.
И вот этот день настал, я забрал посылку, в которой приехала покрышка Schwalbe Land Cruiser и долгожданный манометр BBB Digital Pressure Gauge BMP90. Я с интересом покрутил в руках этот изящный миниатюрный приборчик, не читая инструкцию минут за пять разобрался как он работает и настраивается, и приступил к самому интересному - измерению давления в своих колёсах. Итак, на моих покрышках Panaracer Rolling Stone написано «...keep 5.3Bar», на позаимствованной покрышке Innova написано «min 3.4Bar - max 5.1Bar», на новой Schwalbe Land Cruiser написано «min 2,5Bar - max 4.5Bar». Для велосипедного использования вам будет достаточно знать, что 1Bar очень близко около 1-й атмосферы, которыми обычно мы привыкли измерять давление, к примеру, в колёсах автомобилей. Как вы помните, по своим ощущениям я накачал колёса очень сильно. С момента последней подкачки прошло около трёх недель, но за это время я на велосипеде совсем никуда не ездил и попробовав колесо, счёл, что давление по прежнему высокое, такое же как и было, продавить колесо пальцем удавалось лишь чуть-чуть.
И вот, я цепляю манометр к ниппелю заднего колеса, это Innova. Давление… о мой Бог! - 2,5Bar!!!. Переднее колесо Panaracer… всего-навсего 2,1Bar!!! Это был шок. Даже зная, что колесо должно быть накачано сильно, даже целенаправленно постаравшись накачать колесо посильнее, я не достиг требуемого, сочтя, что пора остановится! А что же за давление тогда было в колёсах моего велосипеда раньше, до того момента, пока я не столкнулся с существованием этой проблемы?! Вывод прост и очевиден, начиная с некоторого момента давление в колесе достигает такого порога, когда привычным методом продавливания колеса пальцем вы не сможете отличить уровень давления в колесе без прибора, палец просто перестаёт чувствовать отличия.
Поэтому давление в колесе надо знать точно и обязательно измерять его прибором, а не надеяться на свои ощущения. Между очень твёрдо и очень твёрдо для вас не будет никакой разницы, но она будет заметна колесу вашего велосипеда и выльется в потерю покрышки и покупку новой. И хотя эти деньги может быть не очень велики, можно позволить себе купить новую покрышку, для вас эта неприятная необходимость смены покрышки будет полной неожиданностью, влекущей ненужные денежные расходы, затраты своих сил и времени на проведение ремонта. Поэтому обязательно обзаводитесь либо насосом с манометром, либо отдельным измерителем.
Почему я выбрал для себя отдельный манометр объясняется несколькими причинами. Во первых, с моей точки зрения отдельный цифровой измеритель должен быть точнее, чем измеритель в составе насоса, где это второстепенный элемент. Во вторых, я пользуюсь для быстрой накачки велосипедных колёс своим автомобильным ножным насосом, который требуемые для велосипеда давления обеспечивает, но не отображает величину, а с измерителем давления, каким бы насосом не пришлось пользоваться: своим, чужим ли, накачивающим хорошо или не очень, но давление теперь всегда можно будет узнать. И наконец, это даст возможность проверить давление в колёсах не только мне, но и моим знакомым, если это потребуется, ведь такой миниатюрный прибор легко возить с собой.
_ Андрей Синеок