2013 уже в разгаре и я точно не соберу в этом году шипованые покрышки, хотя очень хотелось поездить зимой, когда у природы своя особенная красота, но так у меня всё складывается уже второй год подряд. А значит сезон 2012 можно считать окончательно завершённым и кататься снова я начну уже когда начнёт сходить снег, не раньше. Хотя, вроде бы и поздновато подводить итоги прошедшего года, а с другой стороны, в голове у многих (и у меня) уже приближающийся новый сезон, поэтому хорошо будет оглянуться на старый.
По итогам 2012 года пройдено на велосипеде 2175 километров и чешский гибрид Author Mission прекрасно себя зарекомендовал как удобная и надёжная машина. Своих денег эти велосипеды однозначно стоят, хотя мой мне подарил неожиданные проблемы сразу после пары сотен километров пути с момента его покупки. В ходе поездок за два сезона накоплен определённый полезный опыт эксплуатации велосипеда и его отдельных компонентов, так что если вам интересно, читайте дальше
Гидравлические тормоза оказались действительно хорошей вещью, удобной и надёжной. Они позволяют дозировать усилие торможения очень точно, но главное, что за прошедший сезон 2012 года подрегулировал их всего один раз и больше не вспоминал. А первый раз настраивал положение калиперов относительно диска сразу после покупки велосипеда. Итого за два года две настройки. А ведь среди велосипедной гидравлики система Tektro Auriga идёт как младшая, самая простая модель.
Проблемным оказался передний переключатель скоростей SR Santour, который через первую сотню километров начал терять точность переключения. Повторные его настройки помогали, но ненадолго. После внимательного изучения проблемы выяснилось, что в конструкции переключателя находится пластиковый кронштейн, в который упирается металлический винт регулировки с острым!!! концом. Вращением винта сдвигается кронштейн и выставляется правильное положение переключателя. Давит этот винт на пластик своим остриём с очень большой силой. Надо ли говорить, что произойдёт с пластмассой после нескольких сотен километров постоянных переключения скорости, вибрации и тряски. На момент замены, в пластмассе винт уже выгрыз хорошую яму, куда он всё глубже и глубже проваливался с каждой регулировкой. При наличии прямых рук переключатель было можно доработать, но я решил не рисковать и купил нормальный Shimano, благо передние переключатели стоят всегда недорого. В новой комплектации велосипедов Author Mission 2012 и 2013 года этот чудесный образец удивительной конструкторской мысли компании Santour, которым велосипед комплектовался скорее всего в угоду экономным маркетологам, был заменён на нормальный передний переключатель производства Shimano, который никаких проблем своим хозяевам уже не доставит
В ходе замены переднего переключателя пришлось расклепать цепь и вместо глухого крепежа был установлен размыкаемый замок SRAM. Были поначалу некоторые опасения в надёжности такого соединения, но когда пришла пора поменять цепь, я посмотрел внимательно в каком состоянии был замок цепи после 1,5 тыс км эксплуатации и не обнаружил никаких следов износа, только места, где друг о друга трутся полузвенья цепи, оказались не матовыми, а отполированными до зеркального блеска.
Передняя амортизационная вилка с плавной регулировкой жёсткости считается лучшим выбором среди подобных, однако как показали поездки, регулируется практически так же, как обычная и самая простая без плавной регулировки: либо амортизация включена, либо, на хорошем асфальте, выключена вообще.
Крылья недорогие, пластиковые, прекрасно справились со своей работой. Мне трудно представить как по нашим дорогам после дождей (особенно осенью) можно ездить на велосипеде без крыльев. Если это спортивный велосипед, где установка противогрязевых крыльев просто не предусмотрена, их отсутствие это нормальное явление, но если человек едет на гибриде или горном велосипеде без крыльев, то я всегда удивляюсь, видя это. И таких людей я встречаю на улицах частенько.
Комплектные покрышки Panaracer откатали за два сезона 2700 км, но не несут сколь-нибудь заметных следов истирания, и такая износостойкость меня весьма удивила. Несколько раз случались проколы заднего колеса, иногда и насквозь, то есть прокол был двойным, на внешней стороне камеры и на внутренней. При двойных проколах причиной было слабое давление в колесе, оно было недокачано. Так же считаю, что был и обратный вариант, когда колесо было перекачано это тоже вызвало случаи проколов из-за жёсткости контакта, вместо того, чтобы проминаться под действием ударов со стороны острых граней камней, колесо напротив жёстко по ним ударялось. То есть давление в камере должно быть оптимальным. Переднее колесо стоящие на амортизированной вилке, не пробилось ни разу, заднему приходится сложнее - спасительной амортизации нет, основной вес седока и груза лежит на нём. За время поездок Panaracer показал себя отличным вариантом для выбора покрышек. Единственная мысль, которая оформилась в ходе эксплуатации, это приобрести дополнительно для летнего периода с хорошей погодой комплект более узкой резины с менее агрессивным протектором, чем первоначальная. Катать на такой резине по твёрдому покрытию легче
Сиденье остаётся головной болью. Нахваливаемые повсеместно спортивные сёдла с жёсткой конструкцией (а именно таким комплектуется Author Mission) являются явно не лучшим выбором для человека весом 100 кг, таким как я. Было опробовано седло WTB Rocket для горных велосипедов, где в седле размещён толстый слой материала для повышенной амортизации. Отличная оказалась модель, где учтена специализация велосипеда и его стиль езды, но площадь посадки оказалась маловата для меня, пришлось продать. После этого прежнее седло вернулось назад и на него была куплена накладка, с которой жить стало гораздо легче. И хотя вещь неплохая, накладка есть накладка, крепится к седлу она не жёстко и в процессе движения елозит, что не радует. Так что вопрос правильного выбора седла под себя является очень актуальным для любого владельца велосипедиста и решается он только опробыванием разных сёдел в реальных поездках. Поэтому можно встретить очень много предложений о продаже с рук практически новых сёдел
Освещение. О нём была написана отдельная
статья раньше, лишь повторюсь, что для ночных поездок свет должны быть ярким и работать долго, тогда ночное движение становится уверенным и комфортным.
Руль, был сочтён слишком широким и был укорочен обыкновенной ножовкой на 2,5 см слева и справа, что облегчило хват руля, руки после этого приняли нормальное положение, а не такое как прежде, когда они были разнесены в стороны. Однако, после установки рожек, которые позволяют менять посадку в движении и являются очень полезными, выяснилось, что такая подрезка оказалась слегка чрезмерной, подрежь я руль меньше миллиметров на пять с обоих сторон, было бы самое оно. После установок на руль рожек, места на руле для размещения остального оборудования оказалось маловато. Учитывая, что теперь на моём руле размещены рожки, грипсы (ручки), манетки (переключатели скоростей), рычаги торможения и крепления для освещения - пришлось снять звонок вообще, а велокомпьютер переместить на вынос руля
Велокомпьютер. Первоначально купил беспроводный SunDing, сейчас заменён на проводной. Настоятельно не рекомендую беспроводные SunDing-и. По функционалу и удобству отличные устройства, но в ходе эксплуатации на трёх экземплярах обнаружился самопроизвольный подсчёт движения, когда велосипед просто стоял. Есть какие-то помехи, которые дают счётчикам ложные показания. В результате три экземпляра у трёх разных людей были просто выброшены. Вместо них были установлены модели SunDing с проводным датчиком и на этом все проблемы закончились. Из опыта экспериментов с разными моделями, которых через мои руки прошло четыре разных, сделал такие выводы: подсветка в велокомпьютере бесполезна и не нужна, она только разряжает батарейку, в движении освещения экрана недостаточно, надо присматриваться, а делать это в темноте, на ходу, не стоит; измеритель каденса не нужен, эта функция стоит дополнительных денег, но в реальности эта информация практически бесполезна, если только вы не спортсмен; покупать более дорогие модели велокомпьютеров является бессмысленной тратой денег, дешёвые китайские SunDing прекрасно выполняют те же задачи, что и их очень дорогие брендовые собратья. Из опыта эксплуатации так же сделан вывод, что лучше иметь велокомпьютер с несколькими строками значений, тогда все величины сразу видны на одном экране. И лучше выбрать не широкий велокомпьютер, а узкий высокий, так как было сказано ранее, может начать не хватать места на руле для всех устройств
Педалирование. Обычная обувь и обычные педали имеют большие потери вашей энергии при движении, поскольку усилия передаются на движения только в момент, когда нога толкает педаль. Наименьшие потери сил понапрасну возможны в контактных системах спортивных велосипедов, которые доступны и для гибридных, если таковое желание их использовать есть у владельца велосипеда. Контактная обувь оснащена специальным шипом, который замыкается в специальный замок на контактной педали и с этого момента нога неразрывно соединена с педалью. В таком случае энергия на вращение педали при толкании передаётся более длительное время и кроме того, педаль не только толкается, но и тянется за ногой, поэтому ехать значительно легче. Поскольку нога и педаль связана, тренированный велосипедист может развить бешеный каденс вращения, что ещё добавляет эффективности в передаче энергии на вращение колёс велосипеда. Как компромисс между контактной системой и обычными педалями-"топталками" можно использовать туклипсы. Но классический туклипс это решение прошлых времён, в нём нога пристёгнута к педали ремешком, и если в контактной системе нога отстёгивается от педали специальным поворотом ступни, то в системе с туклипсами с ремешками, очень вероятна ситуация заканчивающаяся проблемами. Однако сейчас в магазинах появились пластиковые туклипсы без ремешков, которые никак не застёгиваются, но очень неплохо удерживают ногу на педали. Если вы не хотите менять привычную обувь и педали на специальные контактные, то это наилучший вариант. Не так эффективно, но ехать удобно, педаль не только толкается, но и частично тянется, а нога не зафиксирована, однако уже не соскочит с педали вперёд, она получает упор, а в случае необходимости без затруднений и задержек сбрасывается с педали.
Опыт поездок ещё более утвердил во мнении, что шлем должен быть обязательно.
Очки могу быть, могут не быть, но при езде по общей с машинами дороге, из под колёс впереди идущих машин с очень большой силой могут лететь назад камешки и попасть в лицо едущему позади велосипедисту. В летний период времени попадание в глаз насекомых на дороге очень вероятно. Вьющаяся мошка тоже очень сильно мешает. Поэтому очками пользоваться рекомендую.
Зеркало заднего вида. Очень полезно, удобно и повышает безопасность. Лучше поставить. Я поставил и после этого стал гораздо спокойнее себя чувствовать на дороге.
Размер велосипеда обязательно должен быть подобран под ваш рост и лучше, если даже он будет немножко больше. Это вопрос не только комфорта посадки и эффективности расходования сил, но и вашей безопасности.
Репеллент против комаров в комплекте может быть очень полезен в тёплый период года. Так приятно выехать на природу с друзьями и посидеть на берегу реки или озера, на лесной полянке или на краю поля у опушки леса. И ПОКОРМИТЬ КОМАРОВ!!! О-о-о-о!!!! Они всегда так рады гостям! Мне в борьбе с ними помог репеллент со странным названием "OFF!"
Вот, пока всё. Если что-то вспомнится допишу. Принимайте мои комментарии и советы на вооружение, берегите себя, катайтесь в своё удовольствие и ваш велосипед позволит вам посетить множество интересных и красивых мест.
Сумская область, с. Великий Бобрик, урочище Образ, святой животворящий источник с купелью
__Андрей Синеок