Жизнь постоянно заставляет приходить к мысли, что тривиальная и даже набившая тебе оскомину вещь, порою для другого человека может явиться чем-то новым. А если вопрос требует обширного ответа, то простым комментарием не ограничиться и приходится писать развёрнутый пост. Здесь я попробую рассказать о том, что такое имиджбанки и чем они могут быть для вас полезны, если вы умеете рисовать, фотографировать или владеете навыками работы с 3D или другими цифровыми технологиями работы с изображениями. Я постараюсь рассказать кратко, но будет всё равно большой объём информации, так что устраивайтесь поудобнее и читайте.
Имиджбанк, он же фотобанк, он же сток, он же фотосток, он же микросток или макросток, или банк цифрового контента - называют их по разному, но все эти слова определяют одно и то же. Это появившиеся около 10 лет тому назад конкуренты агентств торгующих фотографиями, сумевшие развиться до весьма монструозного вида используя современные сетевые технологии, и фотографии уже давно для них лишь одна из тем их специализации.
Начнём с истории. В прошлые десятилетия любая мало-мальски серьёзная организация (там, в Забугорье, и тут, в СССР) держала штат своих фотографов, и надо сказать, что это были хорошие фотографы, настоящие профи, котором очень солидно оплачивали их труд (там, не здесь) за выполнение съёмки фотографий под требования организации (для производителей это каталоги с их номенклатурой выпускаемых товаров, вид отдельных изделий с разных сторон, вид изделия при его использовании, для информационных агентств это была репортажная, или экстерьерная (уличная) съёмка - события, пейзажи, архитектура и так далее).
Рано или поздно должна была появиться мысль о предложении услуги ухода каждой организацией от собственной обособлённой съёмки фотографий своими силами к сервису выбора для всех желающих готовых фотографий из большой коллекции. Поэтому возникли агентства, которые предложили услугу фотографам: мы берём ваши фотографии и ищем на них заказчиков; и заказчикам: мы имеем огромный банк фотографий на разные темы от разных фотографов, зачем вам держать штат фотографов, обслуживать собственные фотостудии с дорогостоящим оборудованием, приходите к нам, когда надо, и выбирайте любое понравившееся изображение. Эта идея мгновенно получила развитие и поддержку со всех сторон.
Для того, чтобы фотограф мог предложить свой снимок на продажу, он должен был принести (прислать) в такое агентство негатив или как правило слайд, на котором содержалось интересное изображение определённой тематики и которое должно было дать возможность получить с него технически безукоризненный по качеству отпечаток. Работа заказчика в этом случае заключалась в том, что он посещал фото-агентство, любезные служащие которого к его приходу выкладывали стопку альбомов соответствующей тематики, листая которые заказчик оценивал изображения и выбирал нужные ему. Право на использование каждого такого снимка обходилось заказчику в солидную сумму денег, исчисляемую минимум трёхзначным, а то и четырёх- или пятизначным числом (всё зависело от ряда факторов).
Работа всех сторон выглядела очень серьёзно: фотограф должен был не только снимать, но снимать то, что нужно покупателю (потенциально, то есть надо было угадать спрос), он должен был используя личные навыки или наёмного фотолаборанта сделать обработку плёнки, печать контрольных отпечатков с каждого кадра кадра и полученный в итоге годный слайд надо было доставить в агентство, либо лично, либо почтой. Агентство, со своей стороны, используя специальных инспекторов должно было определить, брать ли в банк это изображение или нет, а после решения принять его, должно было обеспечить его размещение в своей коллекции изображений, его внесение в свои каталоги и рассылку отпечатанных буклетов с превью каждого нового изображения своим заказчикам, которые оформляли подписку на получение информации о новых поступлениях в агентство. Работа была сложная и непростая для всех.
Время шло, технологии совершенствовались и на рынок фотоизображений медленно начала вползать многоголовая гидра цифровой фотографии. Цифровая фотография позволила исключить из последовательности получения итогового фотоснимка самые сложные этапы: обработку фотоплёнки, фотопечать в тёмной комнате. Эти этапы даже при использовании специализированной автоматики: фотопроявочных и фотопечатных машин, всё равно являлось финасово- и времязатратным делом, которым занимались только по настоящему заинтересованные в этом люди. Цифровые технологии фотосъёмки позволили обходясь совершенно универсальным и доступным средством - обычным персональным компьютером - просмотреть, отобрать и обработать полученные фотоснимки. Естественным продолжением такого развития техники и технологий должна была появиться и появилась возможность пересылать на расстояние полученный в цифровом виде снимок. Первыми новые возможности освоили и использовали новостные информационные агентства: для них это был прорыв, ведь теперь полученное изображение от интересного события в мире до печати в номере свежей газеты отделяла только расторопность фотографов и журналистов. Следующим шагом развитие цифрового оборудования вывело фотографию в ранг дела, совершенно доступного всем желающим, а не только профессионалам или энтузиастам-любителям, которые владели технологиями фоторемесла. И тут случилось то, что часто происходит - люди ответственные за работу банков изображений не сумели рассмотреть перспективы развития фототехники, компьютеров, информационных сетей, и не смогли оценить будущее. Ну а раз так, кто же вам виноват? Это сделали другие. И рядом со старыми "плёночными" банками изображений появились цифровые.
Родоначальником продажи прав на цифровые фотографии в той форме, в какой это сейчас распространено повсюду, считается фотобанк iStockPhoto, созданный в мае 2000 года Брюсом Ливингстоном, который через несколько лет, когда банк доказал прибыльность разработанной финансовой схемы, продал его в 2006 году крупнейшему мировому фотобанку Getty Images за недетские 50 миллионов долларов. Оценив возможности молодых конкурентов, Getty Images, именитый банк плёночных изображений, который был основан в 1993 году, поступил так как часто поступают в бизнесе - купил прибыльного конкурента с потрохами и сделал его частью своего бизнеса. Параллельно с этим и другие плёночные фотобанки и фотоагенства, догоняя лидеров, стали создавать свои сетевые цифровые коллекции.
Рука руку моет и используя этот образ можно представить ситуацию так: появление массы людей с цифровыми фотоаппаратами вызвало появление огромного океана любительских фотографий, волны которого с головой захлестнули профессиональных фотографов. Их качественные правильно снятые фотографии по прежнему оставались заметными среди разлитого океана любительских фото, но вот досада для мастеров, среди этих фото, авторы которых совершенно не ценили свои изображения, при старании можно было отыскать весьма неплохие экземпляры, которые мир дизайна и различных рекламных агентств, забыв о профессионалах, очень даже успешно, фактически бесплатно, мог использовать как элементы для своих коммерческих работ (вопросы права такого использования пока опустим). С другой стороны изображения, помимо полученных из реального мира, могли возникать на компьютере вообще первоначально, благодаря труду двухмерных и цифровых художников, использующих известные редакторы двухмерных изображений (векторных или растровых) Corel Draw, Corel Painter, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop или трёхмерных, таких как Blender, Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya.
Брюсу Ливингстону пришла в голову идея систематизировать этот поток создаваемых изображений, помочь людям разобраться в нём с помощью современных технологий. Для этого было создано серверное хранилище, куда любой желающий, через Интернет, совершенно бесплатно мог дистанционно загрузить своё изображение (снятую фотографию или созданную иллюстрацию), определив ему самостоятельно соответствующую категорию, а любой другой желающий, проведя поиск по категориями или ключевым словам, мог выбрать нужное для работы или других применений. Естественно, что необходимость оплачивать каналы связи и поддерживать в работе серверное оборудование навела на мысль сделать это всё коммерчески платным, что привело к появлению схемы микроплатежей для загрузки и продажи изображений.
А вот теперь пришла пора ввести для тех, кто ещё не знаком с обсуждаемой темой, два новых понятия для дальнейшего рассмотрения: микростоки и макростоки, можно уточнить эти называния для лучшего понимания - сетевые банки изображений или сетевые банки цифрового контента с микро- и макроплатежами. Приставка "микро" подразумевает, что на изображение хранящееся в фотобанке вам или любому желающему может быть продано право на его использование за микросумму, очень-очень небольшую в сравнении с ценами, которые изображения стоило в прежние времена. Стоимость изображения определяет размер растрового изображения в мегапикселях или его сложность исполнения в векторной форме, всё зависит от условий конкретных фотобанков, которые определяют правила оценки изображений.
Обычно при сотрудничестве с сетевым цифровым банком цифрового контента, или иначе говоря "микростоке", труд ваш, если вы зарегистрировались как иллюстратор (часто используется термин контрибьютор) и загрузили изображение в фотобанк, труд порою сложный и многодневный, будет выставлен в микростоке на продажу за стоимость в один доллар, из которых вы получите, в случае продажи права на использование изображения покупателю, ничтожные 20-30 центов. Покупатель заплатит за него 1-2 доллара, если изображение покупается, скажем, для иллюстрирования статьи в его персональном блоге в Интернете. Если покупатель приобретает право для использования изображения при печати футболок, выпуска рекламных буклетов или другого массового применения, то покупка будет выполнена по другим условиями, и тогда вы получите значительно большую сумму, что, однако, крайне редко и на это начинающему (введём ещё один термин, который часто используется - стокер), начинающему стокеру не стоит в начале своей карьеры на это рассчитывать.
В чём же выгода и смысл этой схемы? А они таковы: вместо того, чтобы как и раньше, продавать изображение за 200-300 долларов с полными на него правами, изображение продаётся дёшево, заказчик может выбрать его в низком качестве, что ещё дешевле, но зато из-за низкой цены у вашего изображения гораздо больше шансов на приобретение и таких желающих за небольшие деньги купить хорошую картинку может оказаться много, очень много, скажем, что возможны даже многотысячные продажи (помечтайте, помечтайте, бывает, только это редкостная редкость и такое количество продаж набегает за долгие годы). Однако, всё печальное уже кончилось: вы не ограничены в числе продаж, во времени, которое будет продаваться изображение, хоть всю оставшуюся жизнь, и в числе тех изображений, которые вы создадите - у некоторых контрибьюторов есть многотысячные портфолио с работами. И да, что важно, банков цифровых изображений тоже много, то есть ваша работа может продаваться ещё и во многих местах, потому что автором изображения всегда остаётесь вы, а имиджбанк, микросток, выступает в качестве вашего личного агента, продавая покупателю не изображение, а права на его использование. В результате из множества крошечных капелек микропродаж, вы можете при приложении усилий, ежемесячно собирать хорошее ведро воды, в смысле - хорошую сумму денег. Некоторые авторы цифровых работ имеют с этого хороший дополнительный заработок, а кое-кто вообще только этим и живёт, сделав это своей основной профессией.
А что же с приставкой "макро" ? А "макро" это бывшие плёночные фотобанки, которые к настоящему времени сумели перестроиться и адаптироваться к веяниям нового времени и продолжают продавать права на каждое фото за большие деньги. Изображения теперь у них тоже цифровые как и у всех, но каждое стоит немалых денег. Хотите, чтобы каждая ваша фотография стоила дорого? Пожалуйте туда. Если сумеете попасть, потому что там очень жёсткие требования к качеству работ. Это не микростоки, куда может попасть любой желающий, макростоки продают только качественный, идеальный, совершенный информационный товар. Однако шанс есть. А современная схема продаж "микро" и "макро" позволяет каждому выбрать то, что он желает и чего заслуживают его работы. Микростоки стали "Меккой" для дизайнеров разного уровня, которые либо продают, либо покупают там изображения для использования в своём дизайне как части будущего целого или сразу как законченные работы, которые будут использоваться с минимальным вмешательством в исходный материал. Для серьёзных дел существуют макростоки с их часто неповторимыми больше нигде изображениями, что нужно большим глянцевым изданиям или большим рекламным агентствам, обслуживающим крупных корпоративных заказчиков.
Фотографии и иллюстрации давно уже не являются единственными направлениями в имиджбанках, которые раньше называли фотобанками, а сейчас это название уже не отражает их сути, да и даже слово имиджбанк тоже уже неполно. С некоторых пор микростоки принимают для продажи перечисленные далее виды цифрового контента:
- фотографии цифровые или оцифрованные, с плёнки или бумажных исходников;
- любые иллюстрации, созданные от руки в векторных или растровых редакторах изображений, а так же созданные на бумаге и впоследствии оцифрованные;
- изображения созданные в трёхмерных редакторах в результате визуализации (рендеринга) сцен с трёхмерными цифровыми объектами;
- видеоролики, снятые видеокамерами или фотоаппаратами с записью видео, или нарисованные анимационные, или созданные с применением трёхмерной компьютерной графики;
- трёхмерные модели реальных и нереальных объектов;
- записанные или сгенерированные звуковые ролики.
Что необходимо знать для того, чтобы пользоваться микростоками? Если они интересуют вас как хранилища нужного вам цифрового контента, скажем изображений, то там вы любимый и горячо желанный гость, и при небольших потребностях, не тратя лишних денег, вы можете просматривать, выбирать и приобретать единичные изображения. Если новые изображения нужны вам постоянно, гораздо выгоднее приобрести подписку, по которой можно приобретать десятки и сотни изображений за фиксированную большую сумму, но каждое изображение в этом случае оказывается дешевле, чем единичная покупка, в общем всё так же как при обычном оптовом приобретении любого товара. Авторы, тем не менее, от этого никак не страдают, банк продаёт изображения по подписке с убытком для себя, но контрибьютор всегда получает полное оговоренное вознаграждение. Как же имиджбанк при этом не разваливается от убытка? А дело в том, что очень немногие люди, купив подписку, выбирают изображения по ней полностью, до предела. Всегда остаётся какой-то недобор и банк, в общем-то, практически ничего не теряет, а напротив, получает ещё большую прибыль.
Если микросток интересует вас как площадка для продажи ваших работ, то... трудно вам придётся. Сейчас о микростоках знают практически все лица связанные с индустрией создания и применения изображений. Придя туда как автор вы столкнётесь с конкуренцией. Все сюжеты, какие только придут вам в голову, там уже есть, какое бы изображение вы ни создали, там будет его полный аналог. Однако, в одном городе может быть много булочных, которые пекут кажется один и тот же хлеб, но у каждого хлеба бывает свой неповторимый вкус, на который могут найтись любители. Вот в таком виде и придётся существовать вашим работам - ваши булочки будут лежать на полках рядом с другими и свежестью, вкусом, качеством и трудолюбием вы сможете выделиться и добиться внимания покупателя.
Однако, для достижения хоть каких-то продаж новичку-контрибьютору придётся пройти долгий и запутанный квест с массой противников в виде как реальных людей, так и своего собственного непрофессионализма. Необходимо:
- создавать изображения, которые будут интересны покупателям, а это выбор сюжета работы;
- создавать изображения, которые отвечают юридическим правовым требованиям микростоков, а значит всё только созданное вами, использовать элементы чужих работ нельзя, срисовывать чужое нельзя, размещать изображения с брендами или логотипами известных компаний нельзя, и т.п, каждый микросток оговаривает эти требования;
- создавать изображения, которые соответствуют техническим требованиям микростоков, если это фотография или ваш рисунок, или сделанный вами рендер сцены с трёхмерными объектами - то изображение должно быть без шумов, с хорошими цветами, иметь требуемый размер в мегапикселях и вес в мегабайтах, если это вектор, то там есть масса требований к формату файла и используемых в работе видов объектов и так далее;
- хорошо владеть инструментами работы: векторными, растровыми, трёхмерными редакторами;
- обязательно грамотно на английском языке описывать ключевыми словами суть изображённого в ваших работах;
- доказать банку свой уровень профессионализма, пройдя через ряд не очень сложных экзаменов: либо просто ответив на ряд вопросов проверяющих ваши знания, либо вместе с этим отправив инспекторам-людям свои работы для их анализа на понимание сути требований банков
Пройдя всё это и овладев всеми знаниями, с проклятьями переходящими в стоны, с отчаянием переходящим в счастье, вы получите мощный стимул для изучения нового, необыкновенный рост профессионализма, глубокое владение массой технических информационных средств и решений, представление о том как живёт современный издательский и информационный мир, источник поступления финансов (большой или малый), творческое дело на долгие годы и радость от осознания того, что продукт ваших знаний и вашего таланта где-то реально используется и приносит определённую пользу. Попробуйте. Вас ждёт масса нового и неведомого.
Для справки, а так же, если вам понравилась эта статья и вы хотите воспользоваться услугами микростоков покупая для своих нужд недорогие цифровые работы или желая продавать свои, пожалуйста, зарегистрируйтесь на микростоках, перейдя на них через ссылки приведённые далее. Для покупателей вход свободен на любой из микростоков, для авторов существуют определённые трудности. Самыми богатыми в плане объёмов коллекций и прибыльными для авторов микростоками на сегодня являются
iStockPhoto и
ShutterStock - эти банки очень следят за качеством предоставляемых покупателям работ, а потому обязательно проверяют профессиональный уровень новых авторов, попасть туда можно только после сдачи экзаменов и принятия микростоком ваших экзаменационных работ, банками второй руки и с более свободной политикой допуска новых авторов является
Fotolia и
DreamsTime, из русскоязычных очень интересен и активно развивается
Lori. кроме этого существует ещё не менее двух десятков банков уровня заслуживающего внимания, к примеру
123rf.com,
CanStockPhoto,
CreStock,
FeaturePics,
GraphicLeftOvers,
MostPhotos,
YayMicro,
VectorStock,
Veer,
PantherMedia,
Pond5,
Автор: Андрей Синеок
Данная статья написана по вопросу
savamura_sasame - сердечного человека, и, насколько я успел убедиться, креативного иллюстратора с определённо присутствующим творческим потенциалом.