Блуда и МУДО

Sep 10, 2012 20:16

Дочитала "Блуда и МУДО".
Начиналось все как фарс - закончилось как трагедия.
Вообще книга жуткая, не такая откровенно трэшовая, как "Общага-на-крови", но гнетущая и давящая, как атмосфера провинциального города, его трущоб, забегаловок, саун с девками.

"Географ" - это книга о правде, о том, что у каждого есть своя маленькая правда.
Ребенок, которого надо воспитывать.
Любимый человек, которого нужно беречь и порой, ради его блага, даже от него отказаться.
Работа, которую (хочешь - не хочешь) надо делать.
О жизни, которую приходится проживать, пусть даже она не оправдала всех прекрасных ожиданий, которые ты на нее возлагал. Это стремление прожить, и прожить правильно, как раз делает нелепых героев "Географа" такими прекрасными.

А "Блуда и МУДО" - это книга о лжи. О том, как она пронизывает все наше существование. Мужчины лгут, чтобы обладать женщинами (благами, деньгами, машинами - но все это второстепенно, все только средство для обладания женщинами). Женщины лгут, чтобы заполучить мужчин, а через них - и блага.
Можно сколько угодно говорить, что такими их сделала жизнь и провинциальный городок Ковязин. Но это не так, это просто оправдание своей лжи. беспринципности, эгоизму.
Главный герой изначально тоже симпатичен. Он умен, талантлив, слегка порочен, но не жесток и не беспринципен в своем пороке.
Но потом оказывается, что эта атмосфера лжи (которую он же и создал) внесла корректировку в его образ, изменила и исказила. Он не способен больше на прямые и простые чувства (как Служкин - герой "Географа"). Во всех его действиях, в его любви и его ненависти есть что-то извращенное, даже если он руководствуется самыми прекрасными порывами.

По мере своего развития история становится все более и более фантасмагоричной. И заканчивается, даже с некоторым драматизмом, открытым финалом. Но если открытый финал "Географа" печален, но оптимистичен, то открытый финал "Блуда и МУДО" не оптимистичен ни разу. В нем как-то неприлично и нелепо выпячивается одиночество, от которого герои пытаются сбежать на протяжении всей книги. Но рефреном проходит мысль, которую я уже цитировала раньше:

"Почему-то укоренилось мнение, что одиночество как раз и преодолевается блудом. Это даже как-то возвышало блуд, потому что вместо похабного веселья подразумевало некую трагедию. Моржова такие слова всегда изумляли. Интересно, блуд хоть кого-нибудь хоть когда-нибудь спас от одиночества? Да ни хрена не спас".

И вместо "светлой и лучезарной пустыни одиночества" в конце книги - только беспомощный крик: "Ладно, так уж и быть... Ты ни перед кем не виноват. Никто не виноват перед тобой. Но без тебя плохо. Просто найдись".

книги

Previous post Next post
Up