В хэловинский вечерок девушки гадали...

Oct 30, 2008 13:32

Совсем еще недавно хэловинская эстетика в Америке была вся другая, другие акценты, и основные активити были иными. Важный символ Хэловина - гадания с зеркалом, а еще на огороде в темноте тянули свеклу и капусту: какая попадется - красивая да гладкая, либо гнилая,  вялая - таков и жених придет.

Халовинские ретро-открытки специально для мамы, которая ( Read more... )

popular culture

Leave a comment

emahunt October 31 2008, 11:48:30 UTC
Да, оба вида гадания пришли в Америку из Европы. Про античность сейчас не могу вспомнить, посмотреть некогда, но "растительный код" там весьма существен, конечно - первое, что приходит на ум - бобы, злаки, фрукты - яблоки, особенно смоквы, конечно же, как сексуальный символ и объект. Надо посмотреть "Метаморфозы" Овидия на предмет того, что там происходит с растениями, а уж у Апулея и Петрония, если порыться, должно быть этого добра предостаточно! Надо, видимо, отправляться в Perseus Project, и там копаться (see what I mean? "рыться", "копаться" в поисках овощей!) Еще можно спросить юзера shenbuv - она моя однокурсница, и в области классики много преуспела, тексты знает хорошо.

Вот еще из статьи Топорова ЕДА в Мифах Народов Мира:

"Растение, из которого происходит данная пища, как и сама пища, нередко персонифицируется и обожествляется (напр., в рукописях майя - в виде юноши с головой, переходящей в початок кукурузы). Сюда же относится широкая сфера метафоризации разных видов Е. (напр., бобы как образ смерти и воскресения, ср. образ бобового царя и бобовой царицы в «Сатурналиях» и бобового шута; близкие аналогии даёт чечевица, горох, каша, похлёбка, т. е. то, что приготовлено из чего-то размельчённого, растёртого и т. п.) и персонификации её - чаще всего в форме фарса (ср. оскского Маккуса как воплощение национального блюда или более поздние персонажи типа Жан Потанж - похлёбка, Жан Фаринь - мука, Ганс Вурст - колбаса, Ян Пиккельгеринг - маринованная селёдка и многие другие). Даже в христианской традиции известны близкие по типу олицетворения: хлеб артос (всецелая просфора) как мужское воскресающее божество и панагия (другой вид просфоры) как женское. Не случайно, что на основе разных видов Е. развилась очень разветвлённая «пищевая» образность, начиная от сравнений, уподоблений, метафор (в некоторых очень сильна эротическая тема, ср. хлебные жертвы в виде мужских и женских гениталий, их изображения на ритуальных хлебах типа каравая и т. п.), и вплоть до мотивов и микросюжетов (разного рода «прения», поединки, диалоги, в которых могут участвовать вода, вино, молоко, хлеб, овощи, закуски и т. п.; ср. их использование в мотиве скандального пиршества). В этом смысле распространённый приём «овощных» персонификаций в художественной литературе (ср. «Королевскую невесту» Гофмана) имеет глубокие мифологические корни."

Reply

egluk October 31 2008, 16:16:01 UTC
Спасибо, Кать! Здорово, ужжасно интересно все ; мне, правда, сначала в голову не пришло, что овощи - это фаллические символы - ну там капуста, свекла - все-таки круглые... Но кто его знает - может и так. Но свекла еще с нечистой силой связана в европейском фольклоре, судя по всему.

Reply

apodemus_s October 31 2008, 17:03:05 UTC
свекла, кстати, не только круглая бывает:) я вот аккурат на рынке второй раз уже продолговатую покупаю:)

Reply

egluk October 31 2008, 19:27:11 UTC
да вот получается, что свекла овосч коварный, мимикрирующий, чего за капусткою замечено не было :)

Reply

emahunt November 2 2008, 00:58:30 UTC
На Хэловин тыкву стали вырезать уже в Америке. До этого в Европе была редька. Тоже корнеплод.

Фаллос - т.к. корень, корнеплод. Про капусту не знаю, на самом деле. Ее, как известно, Гораций растил. Еще от капустного сока, говорили, грудь растет (советское какое-то суеверие).

Грибы еще, как известно, "захиревшие в лесу фаллосы" - у того же Топорова. Может, Топоров был фрейдистом?

Reply


Leave a comment

Up