May 09, 2014 22:00
Речь пойдёт об уличных музыкантах. Не о панках, стреляющих мелочь на пиво. И не о дедках с баянами, ищущих прибавку к пенсии. А именно об уличной музыке.
1. Уличная музыка - это вполне себе такая работа. И вполне себе такая зарплата. Недавно я познакомился с двумя почти сорокалетними мужиками. Работают в дуэте, играют по электричкам. У обоих жёны с детьми. И эти мужики умудряются содержать жён, детей, пить как скотины и кушать в своих «командировках» пельмени «Цезарь». Являясь официально безработными. Ещё видел мужика из Лихославля - он трудится и по электричкам, и по переходам. В этом самом Лихославле и в соседней Твери зарплату больше пятнадцати тысяч в месяц ему не найти. По «трубам» (так называют переходы) играть выгоднее больше, чем в два раза.
2. Из того, что это реально прибыльное дело, следует тот факт, что побирательством это никак не назовёшь. Мы не пристаём с телегами типа «дяденька, дайте денег». Мы продаём настроение. Конечно, всегда найдётся пенсионер, который скажет «идите работать» или начнёт кричать, что мы соседнему дому спать мешаем. Даже если рядом с переходом музыки не слышно. Я уважаю старость, но про таких дедков всегда в голове вопрос: ежели он такой вы**истый, как он до своих лет дожил вообще? Надо понимать, что этих пенсионеров воспитывали в стране, где были статьи за тунеядство, попрошайничество и спекуляцию. В их картине мира уличный музыкант появиться не может вообще.
3. Аскер - это человек со шляпой, который пристаёт к прохожим. Аскать - это, соответственно, его работа. Согласитесь, звучит лучше, чем «попрошайничать». Хотя с английского примерно так и переводится.Приставать к прохожим при этом рекомендуется не со словами «помогите музыкантам», а с фразами вроде «собираем деньги в фонд помощи котятам с большими грустными глазами». Хороший аскер увеличивает доход музыканта в 3-5 раз. Если аскер не увеличивает доход в два раза - его надо бросать и искать нового. Либо играть, просто кинув чехол под ноги. Из личного опыта: тридцатилетний накаченный аскер, прошедший Чечню (но не потерявший голову) - прекрасный фильтр от всякой гопоты и просьб сыграть что-нибудь армейское или Круга.
4. Ни в КоАПе, ни в УК РФ нет статьи «побирательство». Или, тем более, «уличное музицирование». Есть статья «незаконное предпринимательство». Был случай в Питере, когда менты реально «шили» дело по этой статье против паренька из одной рок-группы. Причём группа выступала вся, а повязали только одного. Видимо, у доблестной полиции, что называется, план горел по незаконным предпринимателям. Кроме этого: статья «попрошайничество» есть в административном кодексе города Москвы. У меня как-то забрали аскера. А меня - нет. Потому что уличные музыканты в столице имеют право играть. А попрошайничество в Москве стоит 100 до 500 рублей. Штраф за попрошайничество - это либо следствие нелогичности столичных властей, либо такая замаскированная форма налогооблажения . Ведь чтобы найти деньги на штраф, аскеру придётся аскать. Менты, конечно, всегда найдут, до чего докопаться, но практика показывает, что они просто прогоняют на другое место. В Зеленограде граница участка проходит по привокзальному переходу, и ребята из разных отделов гоняют музыкантов просто из одного угла трубы в другой. Уголовно наказуемо (и серьёзно) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством. То есть И АСКЕР, И МУЗЫКАНТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТАРШЕ 18 ЛЕТ. А ещё играть в метро можно только с письменного разрешения кого-то из метро, а в столичных переходах - вообще нельзя.
5. Игра в электричке хороша, когда у тебя есть звукоусиливающая аппаратура. В переходе - можно и без неё. Но места для «штырки» надо искать не только там. Уличный музыкант - он уличный, а не переходно-электричковый. Скверики, тротуары и пешеходные мосты могут оказаться куда прибыльнее рядом находящихся труб. Этому есть ещё одна причина, поэтому сразу следующий пункт.
6. Не стоит играть постоянно на одном и том же месте. Так ты просто надоедаешь пешеходам. Люди, которые постоянно ходят одним и тем же маршрутом, в лучшем случае перестают обращать внимание на одного и того же музыканта. Даже на своём любимом месте появляться чаще двух раз в неделю не стоит. В противном случае хорошую точку можно «зааскать». Примеры заасканых мест - переход от станции Садовой в Питере, «наша» труба на Фёдоровском в Великом Новгороде. Исключением являются места с постоянно новыми пешеходами - привокзальные трубы, например. Или туристический центр города. Неординарные места всегда приносят больший доход. В том же Новгороде ребята играли на козырьке супермаркета, аскер бегал внизу. Прохожие были вынуждены несколько секунд искать источник музыки, удивлялись, улыбались, хвалили за находчивость.
7. Уличный музыкант, как уже говорилось, не только и не столько поёт, сколько продаёт настроение. Отсюда следствие - надо делать шоу. Привлекать внимание. Это хороший тренинг на раскрепощение плюс проверка креативности собственного мЫшленья. Оборудовать сценическое пространство, придумать, чем кроме музыки покорять толпу - это не только повышает доход, но и само по себе безумно интересно. Можно одеваться в смешные костюмы, можно стрелять телефоны у всех проходящих мимо девушек (работает, и ещё как!), можно петь серенады советской эстрады бабушкам, вставая перед ними на колени. Если руки растут из плеч - можно переделать сам инструмент так, чтоб и звучание было лучше, и внешний вид необычнее.
Единственный минус уличной музыки - социальный статус уличного музыканта в приличном обществе с консервативными ценностями. Поэтому, если ты начальник какой-нить крупной фирмы, вряд ли стоит «спускать пар» таким образом. Хотя, чёрт его знает, может и круто будет. Представляете, стоит такой босс с гитарой, а вахтёр с его предприятия проходит мимо и ворчит: «иди работай». Смешно. Но на мой нелогичный взгляд, уличная музыка - это всё-таки для молодых и активных.
мой рок-н-ролл,
фигня