Wagner, Waits and Theatre Madness

Nov 17, 2013 21:41


Оркестр проиграл увертюру из "Свадьбы Фигаро"... Занавес поднялся: пьеса началась.
  То было одно из многочисленных доморощенных произведений, в которых начитанные, но бездарные авторы отборным, но мертвенным языком, прилежно, но неуклюже проводили какую-нибудь "глубокую" или "животрепещущую" идею, представляли так называемый трагический конфликт и наводили скуку... азиатскую, как бывает азиатская холера. Марья Николаевна терпеливо выслушала половину акта, но когда первый любовник, узнав об измене своей возлюбленной (одет он был в коричневый сюртук с "бушами" и плисовым воротником, полосатый жилет с перламутровыми пуговицами, зеленые панталоны со штрипками из лакированной кожи и белые замшевые перчатки), когда этот любовник, уперев оба кулака в грудь и оттопырив локти вперед, под острым углом, завыл уже прямо по-собачьи -- Марья Николаевна не выдержала.
  -- Последний французский актер в последнем провинциальном городишке естественнее и лучше играет, чем первая немецкая знаменитость, -- с негодованием воскликнула она и пересела в заднюю комнатку
Тургенев, «Вешние воды»

Как видите, немецкий театр в 19м веке был удовольствием весьма сомнительным. Возможно этот факт, а может быть, мой аскетично-отшельнический образ жизни удерживал меня от похода в театр вот уже 3,5 года. Впрочем, не такой уж я ценитель театрального искусства, французских актёров вживую не видал, да и прошло с тургеневских времён  уже бог знает сколько лет.
Так и не ходил бы я в театр ещё, пожалуй, столько же лет, как вдруг мне выпала отличная возможность.
Бременский театр, во всю старающийся завлечь к себе былую аудиторию (для этого, к примеру, сайт, постеры и флайеры театра были переведены в модный минималистический стиль и устроена активная минималистическая рекламная кампания), организовал фестиваль для студентов с билетами на любое представление в течение недели за 5 евро на любое место.
Тут я не удержался и решил посмотреть столько, сколько смогу.  Взял билеты на оперу Вагнера «Летучий Голландец», на которую ко мне присоединились мои одногруппники, бразилец Виктор и индонезиец Лео, и на немецкую драму «Войцек», на которую меня должна была сопровождать моя украинская приятельница Аня. Благодаря акции, билеты были на первые ряды, и за всё вместе мы заплатили всего 25€ вместо номинальных 214€ (нехилая экономия, правда?)
Итак, вот что из этого вышло:

«Летучий Голландец»

Думаю, для читающего эти строки не является загадкой, чьим любимым композитором был герр Рихард Вагнер. Этот факт, как и факт того, что предстояло посмотреть эту оперу именно  в немецком театре, неслабо взбудоражили моё воображение. Так и лез  в голову образ театра с красными флагами третьего рейха по бокам и в центре, старинные мерседесы и люди в форме СС. Хоть и было мне за это довольно совестно, но в то же время и вдвойне интересно. Как выяснилось позже, ассоциации с нацистской Германией были у меня неспроста.



Зал был практически полон, но несмотря на фестиваль, молодых лиц было на удивление не так уж и много. Сцену украшали декорации в стиле пиратов карибского моря и с надписями «Честь» и «Верность». Ну что ж, ок.
В то время как оркестр стал играть увертюру, на занавес стали проецировать предысторию «Летучего Голланца», сдобренную приключенческими картинками в стиле Голливуда 30х годов с кораблями, отважными капитанами, и полногрудыми туземными красавицами. По всей видимости, режиссер решил перенести действие из 19го века в 20й. Для меня такой мультимедийный ход был новинкой и я был даже рад, что к музыке добавляется ещё и визуальный ряд. Одногруппники же мои, которые, очевидно, впервые были в театре, посчитали, что, мол, как можно так долго такое показывать. Интересно, что бы они сказали если бы это была классическая увертюра при обычном занавесе :).

И вот началась опера. Не буду пересказывать содержание, расскажу только о нескольких вещах. Во-первых, декорации и костюмы были сделаны очень здорово, с отличным использованием света. Артисты пели тоже очень недурно. Было любопытно как звучит опера на немецком языке - так вот, звучит очень даже колоритно, особенно в устах каких-нибудь норвежских моряков. Сам Летучий Голландец, то есть капитан корабля, и его команда были представлены в виде распухших зомби и носили на себе, что бы вы подумали? Орлов Третьего Рейха с Железными крестами! Правда, в слегка переделанном варианте.



По всей видимости, задумкой режиссёра было показать, куда впоследствии привела немецкая романтика, и выставить имперское и нацисткое прошлое как что-то вытесненное, но иногда являющееся обратно, как тот же Летучий Голландец. Когда речь заходила о высшых силах и Сатане («Wer baut auf Wind, baut auf Satans Erbarmen!»), то и дело появлялся экран, на который проецировался африканец в боевой раскраске. Может быть оттого, что Голландец дал клятву, пересекая Мыс Доброй Надежды (что в Африке), а может, символизируя африканский континент, за долю в котором немцы дважды ввязывали всех подряд в мировые войны.
В целом, опера получилась довольно мрачной и колоритной, и даже пару раз по коже прокатывались мурашки. Впрочем, если история Голландца и встеча его с норвежцем Даландом мне понравилась, то последующая часть с девушкой Сентой, дочью Даланда, которая должна была хранить верность Голландцу чтобы  высвободить  его из проклятья, особых эмоций не вызвала. Что примечательно, Сента умерла, сохранив верность Голландцу, но при этом высвобождения Голландца показано не было. Видимо намёк на то, что от своего Голландца Германия не избавится никогда. Вместо этого, на занавесе появилась картинка, где офицер в форме Вермахта обнимал девушку на фоне Столицы мира Германии.

«Войцек»

Вот что было на удивление классно, так это «Войцек». Не то чтобы это была драма, а скорее мюзикл по мотивам этой драмы на музыку Тома Вэйтса (!!).
В начале лысый идиотушка, рассказывающий сказку о ребёнке, который отдал последнее и который потом достал звёзды с неба в виде золотых монет, мол, «давайте и воздастся вам…» (От Луки, 6:38). Потом циничная соседка, запевающая «Misery is the River of the World» и остальные отрицательные персонажи, подхватывающие песню. Потом собственно драма, где Франц Войцек, играемый здоровым негом, даёт, да не воздаётся ему. И под конец соседка, рассказывающая ту же историю, только в которой ребёнок видит, что луна это не луна, а кусок дерева, солнце - завядший цветок, а вместо золотых монет - слёзы и одиночество. В чём собственно и заключается драма Георга Бюхнера.
Актеры играли замечательно. С четвертого ряда можно было наблюдать каждый блеск в глазах, каждое движение лица. Все это походило на кошмарный сон и шизофрению, и, помноженное на великолепно подходящую под происходящее музыку Вэйтса, было просто прекрасно и действительно пробирало до глубины души.



Весь вечер и следующий день я был под впечатлением,  под которым и оставался бы, если бы не потрясающая игра Украины против Франции. Эмоциональная неделька однако же выдалась.
На «Разбойников» Шиллера меня уже не хвалтило. Не так уж и плох немецкий театр, в особенности с небольшой помощью из-за океана (спасибо, мистер Вэйтс). С радостью сходил бы ещё, только бы перезарядить батарейки, да кошелек потолще завести.

театр, Германия, радости жизни

Previous post
Up