Уже в который раз ловлю себя на желании поморщиться, когда слышу фразу, вроде "Ой, он(а) такой(ая) фотогеничный(ая)!" Естесственно, сразу пытаюсь проанализировать, почему термин "фотогеничность" вызывает у меня такую реакцию.
Итак, давайте разберёмся, что же такое фотогеничный.
Теперь давайте подумаем о том, от чего зависит первый фактор -
выразительность.
Выразительность человека (модели) на фотографии зависит прежде всего от того, как он сфотографирован = свет+угол+фокус+контраст. (Я даже не беру во внимание цвет.) Другими словами, это те факторы, которые влияют на концентрацию внимания смотрящего, т.е. создают тот самый образ выразительности, выявляют характер и особенности личности. От чего зависят эти факторы? Открою страшную тайну: модель не контролирует ни один из них. Власть над светом, углом, фокусом и контрастом - в руках фотографа. Так же, как и, в какой-то степени, поза, взгляд и очень часто даже настроение модели. Работа фотографа заключается в том, чтобы увидеть в человеке эту самую выразительность и вытащить её на поверхность. Ни в коем случае не на показ, а именно на поверхность - чтобы часть оставалась недосказанной, оставляя за кадром некую тайну, призывающую смотрящего домысливать и задаваться вопросами, о собственной интерпретации той или иной работы, как зрителя и заставляющую формировать свою персональную точку зрения, т.к. искусство - эмоционально-интеллектуальный процесс с обеих сторон.
Следующий термин -
благоприятный.
Найденные мною синонимы - хороший, приятный, положительный, способствующий, позитивный...в общем, в таком духе.
Вот здесь уже поинтересней. Если смотреть издалека, фотография - один из видов искусства. Искусство существует по той простой причине, что людям необходимо каким-то образом выражать свои чувства/эмоции/переживания. Человек, как известно существо многосторонее и порой само себе противоречащее. Неудивительно, что эмоциональный заряд того или иного человека в искусстве всегда разный. Как позитивный, так и негативный. Я не встречала ещё людей, которые бы обладали набором только позитивных, или только негативных эмоций - это нонсенс, т.к. это только полчеловека получается :) Следовательно, обладая полным эмоциональным набором, человек не может ограничить себя от воплощения какой-либо половины из них в своих творениях, потому что это противоречит его природе. Следовательно, в искусстве нереально "профильтровать" эмоциональный заряд и полностью разделить позитив от негатива. Таким образом, слово "благоприятный" не может существовать в искусстве (в данном случае, в портретной фотографии) само по себе - с ним в пакете должно прилагаться то, что ему противоположно. Есть снимки, несущие более "положительный, мягкий" характер, никто с этим не спорит. Но что же получается - если модель вдруг меняет настроение и результат получается противоположным - эмоционально резким, отталкивающим, злобным - разве это плохо? Это натуральные, естесственные эмоции и чувства человека, которые имеют полное право на существование в любом жанре искусства, включая фотографию.
Таким образом мы видим, что фотогеничность - термин весьма односторонний и лимитирующий спектр человеческих эмоций от включения его доброй половины в сюжет. А кому нужно профильтрованное, лимитированное искусство?
______________________________________________
Если есть соображения по поводу - буду рада читать в комментах. Если что-то не учла - аргументируйте, подумаю.