Фотогеничность - вопрос существования в фотографии, как искусстве.

Aug 18, 2010 01:49

Уже в который раз ловлю себя на желании поморщиться, когда слышу фразу, вроде "Ой, он(а) такой(ая) фотогеничный(ая)!"  Естесственно, сразу пытаюсь проанализировать, почему термин "фотогеничность" вызывает у меня такую реакцию.

Итак, давайте разберёмся, что же такое фотогеничный.
Теперь давайте подумаем о том, от чего зависит первый фактор - выразительность.
Выразительность человека (модели) на фотографии зависит прежде всего от того, как он сфотографирован = свет+угол+фокус+контраст.  (Я даже не беру во внимание цвет.)  Другими словами, это те факторы, которые влияют на концентрацию внимания смотрящего, т.е. создают тот самый образ выразительности, выявляют характер и особенности личности.  От чего зависят эти факторы?  Открою страшную тайну: модель не контролирует ни один из них.  Власть над светом, углом, фокусом и контрастом - в руках фотографа.  Так же, как и, в какой-то степени, поза, взгляд и очень часто даже настроение модели.  Работа фотографа заключается в том, чтобы увидеть в человеке эту самую выразительность и вытащить её на поверхность.  Ни в коем случае не на показ, а именно на поверхность - чтобы часть оставалась недосказанной, оставляя за кадром некую тайну, призывающую смотрящего домысливать и задаваться вопросами, о собственной интерпретации той или иной работы, как зрителя и заставляющую формировать свою персональную точку зрения, т.к. искусство - эмоционально-интеллектуальный процесс с обеих сторон.

Следующий термин - благоприятный.
Найденные мною синонимы - хороший, приятный, положительный, способствующий, позитивный...в общем, в таком духе.
Вот здесь уже поинтересней.  Если смотреть издалека, фотография - один из видов искусства.  Искусство существует по той простой причине, что людям необходимо каким-то образом выражать свои чувства/эмоции/переживания.  Человек, как известно существо многосторонее и порой само себе противоречащее.  Неудивительно, что эмоциональный заряд того или иного человека в искусстве всегда разный.  Как позитивный, так и негативный.  Я не встречала ещё людей, которые бы обладали набором только позитивных, или только негативных эмоций - это нонсенс, т.к. это только полчеловека получается :)  Следовательно, обладая полным эмоциональным набором, человек не может ограничить себя от воплощения какой-либо половины из них в своих творениях, потому что это противоречит его природе.  Следовательно, в искусстве нереально "профильтровать" эмоциональный заряд и полностью разделить позитив от негатива.  Таким образом, слово "благоприятный" не может существовать в искусстве (в данном случае, в портретной фотографии) само по себе - с ним в пакете должно прилагаться то, что ему противоположно.  Есть снимки, несущие более "положительный, мягкий" характер, никто с этим не спорит.  Но что же получается - если модель вдруг меняет настроение и результат получается противоположным - эмоционально резким, отталкивающим, злобным - разве это плохо?  Это натуральные, естесственные эмоции и чувства человека, которые имеют полное право на существование в любом жанре искусства, включая фотографию.

Таким образом мы видим, что фотогеничность - термин весьма односторонний и лимитирующий спектр человеческих эмоций от включения его доброй половины в сюжет.  А кому нужно профильтрованное, лимитированное искусство?

______________________________________________
Если есть соображения по поводу - буду рада читать в комментах.  Если что-то не учла - аргументируйте, подумаю.

thoughts

Previous post Next post
Up