Это картинка для привлечения внимания. Собственно, сервал.
В апреле 2012 года, после долгой борьбы, была провозглашена независимость государства Азавад на территории республики Мали. Сама республика Мали была создана в 1960 году из территории Французского Судана (некоторое время существовали переходные государства Суданская республика и Федерация Мали), границы ее были во многом искусственными. После нескольких поражений от восставших туарегов в начале 2012 года в стране произошел военный переворот. Президент был свергнут, в Мали наступил полный развал государственности. Дальнейшая политическая история собственно Мали весьма интересна (санкции мирового сообщества против военной хунты, бегство свергнутого президента за границу, демонстрации протеста против временного президента, назначенного под давлением мирового сообщества и т. д.), но прямого отношения к Азаваду уже не имеет. Туареги быстро заняли всю заявленную территорию своего государства и объявили о независимости. Никто в мире не признал их. Почти сразу после провозглашения независимости в Азаваде активизировались исламисты. Договориться с ними новым властям не удалось. В начале июня 2012 года начались боевые действия исламистов против туарегов, а уже в середине июля Азавад фактически прекратил свое существование. На его территории появилось шариатское государство со всеми вытекающими последствиями. Спустя несколько месяцев исламисты начали наступление на юг, угрожая Бамако, столице Мали. В середине января 2013 года завязалась битва за город Кона. Было ясно, что малийская армия сдержать джихад не способна. 11 января началась операция "Сервал".
Вежливые вооруженные люди в Мали. Фото THEATRUM BELLI.
Резолюция Совбеза ООН предусматривала развертывание в Мали сил стран ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), но временное правительство Мали обратилось за помощью к бывшей метрополии - Франции. Кроме этого, французам требовалось обеспечить безопасность нескольких тысяч граждан Франции, проживающих в Мали. Французский контингент был развернут очень быстро и сразу же приступил к военным действиям. Операция получила кодовое название "Сервал". Собственно, именно французы были основной силой, выбросившей джихадистов из городов Азавада. Вялотекущая партизанская война продолжается до сих пор. Заметим, что туарегам отбитую территорию никто возвращать не собирается. Более того, есть информация об этнических чистках и притеснениях туарегов и арабов со стороны чернокожих малийцев.
А теперь задайте себе вопрос - много ли вы до этого знали об операции "Сервал" и вообще о ситуации в Мали?
На основе этого краткого экскурса попытаемся разобрать такие актуальные и животрепещущие темы, как незыблемость государственных границ, сепаратизм и допустимость внешнего вмешательства. Подавляющее большинство государств являются этнически неоднородными (численность этнических меньшинств более 5% от общего населения страны). Много где есть либо сепаратизм, либо движения за автономию (в принципе не исключающие сепаратизма), либо вообще сторонники присоединения к соседнему государству. Кстати, сепаратизм может быть не только этническим, но и религиозным. Существует множество теорий, которые пытаются объяснить возникновение сепаратистских движений и высчитать вероятность начала борьбы за независимость. Несомненно заслуживает внимание фактор организованности. Уже существующей автономии проще всего получить независимость; не имеющей официального автономного статуса, но создавшей организационный центр - сложнее, но возможно; неорганизованные группы сепаратистов, как правило, шансов не имеют. Еще один важный фактор - наличие поддержки мирового сообщества. И вот тут начинается интересное.
С одной стороны, международное право оперирует принципом незыблемости государственных границ, а также принципом недопустимости интервенции. С другой стороны - государства обязаны соблюдать право народов на самоопределение. Есть немало прецедентов признания международного статуса этнических движений, а также санкционированных мировым сообществом интервенций. В общем случае это происходит при геноциде или его угрозе, либо при очевидно надрегиональном уровне конфликта. Каких-либо конкретных норм международного права по урегулированию этнических конфликтов нет. Да и не может быть, ибо каждый такой конфликт уникален. Однако исходя из исторических прецедентов, можно вывести некоторые закономерности.
- Само по себе наличие сепаратистского движения ни на что не влияет, даже если это движение весьма активно. Примеры - да полно их, от Басконии до Тибета.
- Незыблемость границ важнее прав народов. Примеры - Югославия и СССР распались по своим административным границам, без учета мнений населяющих их народов.
- Тем не менее, допускается изменение границ в одностороннем порядке. Пример - независимость Косова, которая была провозглашена даже не на референдуме, а решением местного парламента.
- Вмешательство во внутренние дела государства может быть оправдано угрозой для мирных жителей. Однако это не означает того, что вмешательство обязательно будет. С одной стороны, вероятность вмешательства тем выше, чем ближе государство подошло к состоянию "failed state", с другой - тем ниже, чем менее интересно государство для потенциального интервента. Пример - действия Франции в бывших колониях (Чад, ЦАР, Кот-д'Ивуар, уже упомянутое Мали), экономики которых традиционно связаны с французской.
- Интервенция, как правило, "закрывает тему" суверенитета подвергшегося ей государства. Решение вопроса с сепаратистами остается на усмотрение интервента. Как правило, возвращается статус-кво, хотя есть пример независимого Косова и почти независимого Иракского Курдистана.
- Официальное международное признание успешного сепаратистского движения - в любом случае дело очень нескорое. Турецкая республика Северного Кипра де-юре существует с 1983 года, де-факто - с 1974 года, тем не менее, так никем и не признана (кроме Турции и Абхазии).
Вернемся к нашим сервалам. Итак, туареги не имели своего государства, длительное время боролись за свое право на самоопределение. Это почти никому не было интересно. В государствах, нарезанных из деколонизированных французских владений, места для них не оказалось. Это тоже никого не волновало. Когда по стечению обстоятельств у туарегов появилась возможность организовать собственное гоcударство, они создали его. Это было уже что-то серьезное, но особой реакции не повлекло. Трудно сказать, как бы повернулась ситуация при отсутствии исламистского фактора. Скорее всего, было бы непризнанное, но де-факто существующее государство наподобие Западной Сахары. Следует отметить, что даже пришедших к власти в Азаваде исламистов не трогали, пока они не начали расширять свое "шариатское государство". А вот тут уже они нарвались на отпор. Превращение Мали в гнездо фундаменталистов не нужно, хотя бы потому, что они неизбежно начнут расползаться по всему региону - бывшей Французской Западной Африке. На юге Мали расположены крупные золотые месторождения, которые разрабатываются транснациональными компаниями. Да и вообще, Франция не так уж и редко проводит военные операции в своих бывших африканских колониях. Судя по всему, французов устраивает статус-кво с искусственным поддержанием нерушимости африканских границ. А туарегам, видимо, придется надолго отказаться от мысли о своем государстве. Хотя, возможно, там будет длительная партизанская война. С перспективой через несколько десятилетий добиться-таки независимости Азавада. А как же к этому отнесся мир? Ну, примерно никак. Эта война прошла почти незамеченной в СМИ.
Вертолетоносец "Диксмюд" класса "Мистраль", участвовавший в переброске войск для операции "Сервал".
А теперь перенесемся несколько севернее, в близкие и понятные нам края. Центральная власть Украины, к великому сожалению, все больше и больше утрачивает контроль над ситуацией в стране. При этом Украина не является мононациональным государством, а ее границы прочерчены административным путем в советское время. Такая ситуация могла продолжаться сколь угодно долго, если бы не Евромайдан. Который, увы, теперь впору называть Афромайданом. Дееспособность государства резко падает, а вероятность вооруженных столкновений на ее территории (и степень угрозы для мирных граждан) - растет. Сейчас украинцам остается надеяться на скорейшее прекращение противостояния (скорее всего,
путем федерализации страны и примирения с потерей Крыма). А если этого не произойдет - тогда Украину ждет дальнейший развал, гуманитарная катастрофа и реальные иностранные интервенции. Кстати, не обязательно российские. Я почти уверен, что венгерские ультраправые партии (типа "Йоббика") сейчас обсуждают вопрос о правах венгров в Закарпатской области, которая вошла в состав Украины в 1945 году, а до 1918 года принадлежала королевству Венгрия. Не зря "Йоббик" прислал своих наблюдателей на крымский референдум. Да, это маргиналы - но присутствие этих ультраправых в легальном политическом спектре и в парламенте Венгрии влияет и на взгляды правящей венгерской партии.
Город Берегово, 48% населения - венгры. Обратите внимание на язык надписей, да и на флаги тоже.
Фото Ильи Буяновского. Кстати, еще один момент. Пресловутые "вежливые вооруженные люди" в Крыму, вполне вероятно,
действительно не имеют отношения к вооруженным силам РФ. Это вполне может быть какой-нибудь ЧОП, типа американских Blackwater. А автомобили с российскими армейскими номерами - арендованные. Российскую помощь вооруженным силам Крыма никто не отрицает. Что поделать, это социальная структура XXI века - теперь и в России. И я не берусь предугадать, где еще могут оказаться такие люди.
Вертолетоносец "Владивосток" класса "Мистраль" на ходовых испытаниях 5 марта 2014 года. Нет, я не считаю, что контракт на его достройку будет расторгнут. Фото Defence Update.
Сейчас складывается впечатление, что мировое сообщество "проверяет Путина на прочность". Видимо, Россия на мировой арене становится аналогом Китая. Точно такое же сочетание авторитарной, но при этом независимой власти с сильной экономикой, встроенной в систему глобального хозяйства. Любые серьезные санкции против России быстро отразятся проблемами в западной экономике. Особенно это касается экономики ЕС. Что же касается политики... Украина, конечно, имеет вес гораздо больший, чем Мали. Но не насколько, чтобы НАТО из-за этого начала войну. Так что те, кто сейчас сравнивает Путина с Гитлером, предупреждает о ядерных ударах по Москве и вообще "предчувствует Третью мировую" - похоже, не очень понимают, в каком столетии живут.
А всех крымчан я могу поздравить с итогами референдума. И завершить свой пост котиком. Какой же блог без котиков? :)
Все фото, если не указано иное - Википедия. Демотиватор неизвестного автора :)