Кинушки про войнушку

May 06, 2015 01:16

Посмотрела, чтобы иметь собственное мнение, два новых "больших фильма" на тему Великой Отечественной войны - "Битва за Севастополь" и "А зори здесь тихие..."
Вы знали, что кинотеатры теперь оборудованы новыми креслами? Они намагничивают сидящего в них человека так, что в области лица образуется "плюс", а в области ладони - "минус". И возникает притяжение.

У меня сложилось впечатление, что тема ВОВ дает некую фору авторам фильма - для всех она более-менее значима, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой", а даже если личной истории нет - всем достаточно близка тема войны, и все с детства смотрели и читали о ВОВ немало, и среди прочитанного непременно попадались очень хорошие вещи. Опять же, продукция, выпускаемая "к дате", с огромной степенью вероятности найдет потребителя... или потребитель ее найдет и употребит, дабы почувствовать сопричастность.
Зная все это, авторы год за годом штампуют нетленки в жанре "большого кино". Чем ближе юбилейная дата - тем масштаб кино больше.

"Битва за Севастополь" - типичное Большое Патриотическое Кино, то есть много-много клипов, смонтированных по принципу выстрелы-романтика-страдания-пафос-кровь в камеру, смешать, но не взбалтывать.
Есть такая схема шуток о фильмах: сидит рабочая группа и договаривается, что будут снимать. В случае "Битвы" очень хочется написать что-то подобное. Вот сценаристы обсуждают, что принято снимать, какими проблемами задаваться? Ах да, принято делать адекватных, интересных, полноценных женских персонажей, а то феминистки обидятся даже Дисней смог. Принято допускать больше одной любовной истории для персонажа? Окей, не вопрос! Что у нас за даты в календаре? 70 лет победе в ВОВ? Отлично, берем и снимаем!
В принципе, из сценария фильма мог бы выйти толк: история жизни Людмилы Павличенко переработана, факты изменены так, что получилась "история взросления". Разницу между реальной историей и кино каждый может нагуглить. Сделать историю о сильной женщине с тяжелой судьбой, действительно несломленной - было бы круто.
Но не вышло. Вышла занудная клиповая лента, после которой чувствуешь, что смысла в ней нет. Никакого.
Есть попытки подражать "старым добрым" фильмам о войне, плохо совместимые со стилем операторской работы и корявым сюжетом.
Есть попытки впихнуть в образ героини все, что принято считать признаками сильного персонажа, отчего образ колеблется от мерисью сериального до надрывно-трагического. Даже жаль, что все это приходится изображать милой и умной Юлии Пересильд.
Есть попытки показать, что "деды воевали", и вот это-то самая тоска...

- Битвы за Севастополь в фильме чуть менее, чем нифига. Точнее - она вся за кадром и за батальными сценами типа "какие-то взрывы и какие-то постреляшки на фоне каких-то развалин". Севастополь в кадре мелькает один раз в виде Памятника Погибшим Кораблям, маячащего в стенном проломе, на фоне которого вот-вот должна начаться полупостельная сцена. Но конечно, название куда идеологически кошернее, чем "Несломленная" (под таким названием фильм шел в украинском прокате, и это название хоть как-то соответствует байопику).
- В школьные годы Людмилу окружали исключительно имбецилы, способные только на шутки о тупых бабах. В институте - только девицы, одержимые матримониальными планами. Иногда этот бедлам разбавлялся сотрудниками НКВД - людьми с чистыми руками, горячим сердцем, застывшим лицом и монотонными голосами. Но она всех делала, как сынков, выбивая десятку в тире или выступая в дискуссии, как и положено мерисью.
- Когда еврейская семья начинает говорить типовыми "одесскими" шутками и пытается изобразить "одесский" акцент, уши вянут. Таки может авторы фильма антисемиты?
- Юлия Пересильд действительно играет неплохо. Правда, сюжет и диалоги хромают на все четыре ноги, а снимают актрису очень нелепо - в паре ракурсов, при этом реплики - исключительно крупным планом типа "селфи": немного снизу, подбородком в кадр. Авторы фильма подозревают, что зрители идиоты, и не угадают, кому принадлежит реплика, если в кадре не будет лица?
- Остальные актеры на таких сложных щщах, что я беру обратно свои слова насчет пиджеевских гномов. У Торина очень живое и адекватное лицо, а не пафосно-страдальческий кирпич! Кирпичи - это у советских офицеров (кстати, интересно, почему чем положительнее герой - тем больше он хам и идиот?)
- Среди кирпичных физиономий особенно выделяется "человек в штатском", глава делегации на молодежном съезде. Щщи у него такие сложные, а реплики такие простые, что кадры с этим персонажем может спасти только присутствие Капитана Америки. Больше ничто не сделает их более душевными и исторически достоверными.
- Ну и миру наживы и чистогана сценам в Америке для достоверности не хватает Говарда Старка с летающими автомобилями, уж больно этот мир наживы и чистогана рекламно-сверкающ, лощен, срисован с советских агитационных плакатов и загримирован в стиле Макса Фактора.
- Впрочем, именно среди мира наживы появляется единственный светлый проблеск: американский гитарист-tovarishtch, лихо лабающий на гитаре посвященную Павличенко песню "Three hundred Nazis she killed by her gun" в стиле, выдающем, что прапрадедушка этого гитариста был пассажиром одного из coffin-ships. Но и эта сцена вливается в общий несуразный видеоряд.
- Музыка... А что музыка? "Кукушка" Цоя под все подходит, поколениями толчков проверено. Теперь и для фильмов о ВОВ!

В общем, Большое Кино поражает только размерами.

Но "А зори здесь тихие..." в моем личном рейтинге все же победили "Битву". Я люблю повесть Васильева, фильм Ростоцкого, не люблю дословные экранизации, но люблю те, которые в моем представлении "совпадают" с книгой, потому что дергают за те же ниточки. Но эта просто потрясла меня возможностями переосмысления книги. В остальном - все то же самое, что в предыдущем фильме: клиповый стиль, максимально неконкретные и неузнаваемые пейзажи, и диалоги, построенные так, чтобы зрителя не нагружать лишней информацией. Какая-такая группа немецких диверсантов? Просто гоняем врагов по лесу. Повод? Забудьте. Главное - больше крупных планов, прыщей и подбородков.
- В описании фильма упоминалось, что режиссер (Ренат Давлетьяров) не собирался снимать ремейк картины Ростоцкого! Очевидно, именно по этой причине некоторые сцены начисто скопированы со старого фильма. В частности, Гурвич, Комелькова и Четвертак появляются в качестве пополнения уже на разъезде, а Лиза Бричкина имеет вологодское, а не брянское происхождение...
- ...правда, семью ее раскулачили и сослали в Сибирь. В кадре присутствуют злобные энкаведешники, отбирающие у девочки куклу!
- Васков сильно чоткий. Говорит с одной интонацией, но с разной (преимущественно большой) громкостью. Обладает манерами и интонациями типичного современного городского жителя из довольно окраинного, рабочего и чотко-конкретного раЁна. В общем, это явно не тот человек, который назовет язвительную тетку "пЕтля", и не тот, у которого можно поинтересоваться, что такое "слега". Судя по всему, волнует его вовсе не то, что диверсанты могут взорвать Кировскую железную дорогу. И даже не устав. А например, семки...
- Актрисы почему-то жуют слова. Лиза то забывает, то вспоминает вологодский акцент, Соня читает Блока так, словно ей сейчас двойку влепят. Рита пилит зарубки на приклад (потому что учить матчасть относительно того, насколько эффективны зенитные орудия - счетверенные "максимы" - против самолетов, и какие санкции, в частности, обещает Васков Рите за сбитого летчика, не собирается ни она, ни авторы фильма, а услуги консультантов - блажь и непатриотично).
- Зато часто светят ромбами Михаэлиса. И беспроблемно купаются под беломорским водопадом, ну не знаю, по-моему, застудить можно ромб :). У Жени фотошоп или плохие импланты, но скорее плохой фотошоп.
- Многие истории героинь творчески переосмыслены. Самая крутая история у Гали Четвертак!
...От подъезда отъезжают два черных воронка. В одном увозят интеллигентного вида мужчину, в другом растрепанную женщину - это, оказывается, "мама, медицинский работник".
Из подъезда выходит тетка с лицом и комплекцией мистера Бамбла и ведет за руки девочку лет десяти, совершенно эльфийской внешности. Ведет, естественно, в работный Дом Ребенка, где дети жрут баланду из алюминиевых мисок.
Мне казалось, что сейчас запоют "Food, glorious food!", и именно остриженная налысо Галя скажет: "Простите, сэр, я хочу еще!"
- Самое ужасное отступление от текста книги (нет, правда, что заставило авторов это сделать? Хочу знать!). На доме Гурвичей на табличке не написано "доктор медицины"! Таки авторы этого фильма тоже антисемиты!
- Есть ли в этом фильме что-то хорошее? Ну... пейзажи беломорские хороши. Сняты, правда, так, словно на них инстаграмный фильтр наложен, так и ждешь хэштеги: #белоеморе #войнушка #чтояделаювэтомместе #заинстаграмлюипостреляю.

Любимые кинофильмы о Великой Отечественной войне, конечно же, у меня есть. А это так, посмотреть одним глазком, чем к праздничку кормят.

кино, маразмы

Previous post Next post
Up