Я ведь говорила, что ирландская погода благоволит слабоумным и отважным?
Есть у дождя здесь такое свойство - он не поливает тебя сверху, а окружает плотной водяной стеной, иногда совсем мелкой взвесью, сквозь которую летят еще более крупные и ощутимые капли. Неочевидное следствие: какое-то время тебе кажется, что дождь не сильный, и как-нибудь обойдется без дождевика. Про зонтик стоит сразу забыть: он не помогает.
И в тот момент, когда трясущимися руками ты станешь натягивать дождевик, ты поймешь всю ироничность ирландского дождя, уже забравшегося к тебе за пазуху и намеренного сопровождать тебя повсюду.
Мне очень не хотелось, несмотря на погоду, оставаться в Вотерфорде. Это симпатичный город, вот только я приехала сюда в дождливый день, который к тому же был государственным выходным (bank holiday), то есть все, что могло не работать - не работало, а остальное всячески сопротивлялось необходимости работать. Кроме героического гида в башне Реджинальда, тот был счастлив увидеть посетителя старше пяти лет.
Но вокруг столько всего интересного, и потом, самое лучшее - всегда не в музеях...
Выскакивая из теплой и такой уютной электрички на крошечной платформе Томастауна, я чертыхалась и уворачивалась от бившего в лицо дождя так резво, что побежала в противоположный конец платформы - мимо выхода. На него мне указал контролер, спросил, все ли со мной в порядке, и помахал на прощание из вагона.
Есть города, к которым надо привыкнуть. Понять расположение улиц, найти магазин, где можно купить йогурт и минералку, зайти в музей и книжный магазин, поболтать с собачниками в парке, заблудиться в странном промышленном районе и долго нарезать круги вокруг автозаправки. Тогда город тебе откроется, и ты подумаешь - как это я раньше не заметила, какой он классный? Вотерфорд именно такой.
А есть города, в которые сразу влюбляешься. Это необъяснимо, никак не связано с красотой или уютом города, но факт. И Томастаун именно такой. Он невзрачный - но завораживает. В нем тихо, но не сонно, малыши играют во дворах, осваивая качели невероятной конструкции. В уютном кафе стоят корзины, полные яблок - продают с благотворительными целями, не взять просто нельзя, и яблоки сладкие и ароматные, на стенах - стихи Шеймаса Хини. Улицы путаются и пересекаются под самыми неожиданными углами, и на одном из них - замечательная кофейня, где делают шоколад и фадж ручной работы и подают горячий шоколад, запах которого сводит с ума. Туристические лавочки с крафтом смотрятся не пошло, да и изделия в них очень красивые. В книжной лавочке продавщица удивилась, что я откопала книгу о Пасхальном восстании, и завязала разговор - как всегда, обо всем подряд. На чьей-то частной земле возвышаются развалины (впрочем, это здесь самое обычное дело), а на участке соседа ежевичная стена - замена ограды - подстрижена именно так, чтобы эти развалины было можно сфотографировать.
Еще через Томастаун проходят многие маршруты для велосипедистов и любителей пеших прогулок, о которых я писала.
Каждый путешественник просто обязан сделать фото, как он нарушает правила дорожного движения, стоя прямо на разделительной полосе:
Тот же, кто не испугается дождя, обязательно дождется его окончания и будет щедро вознагражден. Акварельным закатом на бесконечном чистом небе, точеными силуэтами церквей и мостов, отражением тонкого лунного серпа на воде в реке, пересвистом малиновок и дроздов в ежевичных зарослях. И через ограду посмотрит белая лошадь - нельзя не погладить, пока хозяин не видит, и ткнется мордой в плечо.
А с дороги можно будет увидеть такое...
...или даже такое.
Да, на обратном пути мне попался тот же самый контролер. Узнал, посмеялся, поинтересовался, живая ли я после дождя, и не слишком ли вымокла.
А еще те, с кем случается разговориться, провожают меня словами "God bless you".