Feb 23, 2014 11:14
Вот ничто не мешало вчера лечь спать пораньше, но вместо этого я смотрела "Девять" Шейна Экера. Тот самый фильм, который в свое время игнорировала, потому что слишком уж ругали его, не хотелось тратить время на банальный мультфильм.
И вот теперь я увидела - и осталась очень довольна!
Да, это та история, для которой банальный сюжет с определенными штампами (а вернее, простейшими и очевидными сюжетными ходами, почти как в сказке) почти необходим.
Обычный техногенный апокалипсис. Обычная война машин против людей, обычный диктатор, слегка "ряженый под рейх" (а после под зловещего кардинала, религиозного идеолога для восьми тряпичных кукол).
Обычный гениальный изобретатель, мечтающий изобрести Машину невероятной мощности, идеальный искусственно разум - и не оценивающий последствий в творческом порыве.
Изобретения человека, самым обычным образом выходящие из-под контроля и уничтожающие создателей. Вроде бы для того, чтобы познакомиться с этой темой, есть немало удачных и не очень произведений, в основном в жанре научной фантастики. Тысячу раз было? Да!
Да, встает вопрос того, что делает человека человеком - и дело не в вечности души (хотя гениальный изобретатель, не подвергая сей факт сомнению, переселяет души близких в тряпичных кукол), дело в ответе, который несет душа за свои дела - перед собой, другими людьми, миром, даже погибшим, и как итоге выясняется - перед Вечностью.
Да, Девятого принимают за Избранного - но оказывается, что дело лишь в том, что в нем - душа ученого, создавшего Машину и привязавшего к ней человеческую душу, лишь последний шанс для себя самого и близких. И выходит, что история о герое, который всех спасет, приобретает ооооочень правильный смысл. Что каждый должен быть... таким, чтобы всех спасти, ну вы знаете, о чем я :).
Да, герои просты и понятны, и очевидно, почему у каждого - должен быть второй шанс. Даже у смешного телохранителя канцлера, "торчащего от магнита", шанс остаться верным до конца.
Что немного портит впечатление от фильма - явное влияние Бекмамбетова (как в плане эстетики, всех этих однотипно шевелящихся механизмов с тонкими пальчики лапками и перекошенными рожицами, так и в плане весьма характерных провисов в динамике, когда войнушка-войнушка вдруг сменяется унылой тишиной, не-мхатовской паузой, когда какой-нибудь из героев начинает неловко говорить: "нууу...эээээээ...давайте что-то делать!" или проще того "надо всем спасаться!")
Но милые и явно "бертоновские" моменты, катание на ручке патефона или невероятная Седьмая в птичьем черепе, в движениях которой проявляется - тоже внезапно - птичья, морриганская, пластика, смешные близнецы с кинокамерой в мозгах и светом от братьев Люмьер в очах ("Фред и Джордж!" (С) систер) - превращают фильм в невозможно добрую и щемящую историю.
В общем, "пессимистический оптимизм" победил, и концовка оказалась весьма жизнеутверждающей.
Не могу сказать, что фильм показался прямо чудом, но короткометражку Экера я раскопала, и она оказалась даже круче ремейка. Наверное, за счет того, что герои немые, и значит, вместо простеньких диалогов - только жутковатая картинка, в которой легко достраивается рассказ о том, что делает человека - человеком и об ответственности за все действия, которая ложится на Душу.
Интересно, кем станут Четверо? Смешными тряпичными Хранителями новой жизни, как наши плюшевые игрушки, оберегающие детский сон?
А быть может, они дождутся зарождения разума и отправятся к своим друзьям, рассказав новым обитателям планеты пару сказок о вечных душах. Много не надо, а то эти люди опять что-нибудь не так поймут...
Да. Я упоротая!
кино