Погода в этом году пока не позволила открыть лыжный сезон, поэтому приходится обходиться катанием на коньках, что в общем, тоже очень неплохо. Это было достойным продолжением новогодней ночи, целиком и полностью посвященной танцам, музыке, прогулкам под небесами (ибо зима - время небес), свету свечей и приятным книгам и воспоминаниям. Желания загаданы, камень с берега моря по-прежнему пахнет солью, и мир офигенно прекрасен.
Что еще такого было? Ах да, посмотрела "Хоббита".
Тут где-то надо сделать серьезное лицо и поговорить о важности массовой культуры, о неизбежной (хотя и не бесспорной) популяризации книг любимого автора, об узнаваемости почерка Алана Ли, о переходе высокой, как мэллорны, мифологии в фольклорные мотивы в образе Трандуила, и так далее.
А я сижу и думаю, вот зачем же они уложили тяжелораненого Кили во время лечения его раны головой - в тарелку с грецкими орехами?
А в этот самый момент какой-то гном (несмотря на все старания гримеров, я в них уже вторую часть путаюсь) как раз в этот момент сказал: "Великое чудо - эльфийская медицина! Немногим повезло ее увидеть."
И в общем, этой сценой все сказано :).
Так, надо же что-то хорошее сказать.
- Ну да, мне очень, нет, ОЧЕНЬ нравится Мартин Фримен. Остается непонятным, почему властью авторов фильма ему выдано столько бессмысленной и беспощадной беготни и боевки, и что за бледную моль-переростка он мочит с таким удовольствием, что аж светится (и вот где ярость и жестокость Бильбо совершенно уместны, вполне себе - проявление власти кольца!).
- Внезапно. Как мне понравилось визуальное решение образа Радагаста (даааа, это отличное, классное, клевое и непафосное видение майа, сложносочиненная перекличка с той незамутненной радостью, которой заливает при чтении книг Толкина, плюс некоторое количество симпатичных мелких символов) в первой части, так здесь мне понравилось визуальное решение образа Трандуила, немного в духе иллюстраций Фрауда и вообще скорее фольклорно-сказочное, чем мифологическое хотя с тональником и прочей косметикой перебор :))).
Еще визуальное решение глаза Саурона с многократно мигающим силуэтом Камбербетча Саурона тоже порадовало. Правда, сочетается это с унылым орко-пафосом, длится он половину фильма, и венчает поток его позолоченный дракон (очевидно, когда он отряхивался, Гэндальф делал пометку в блокноте: "использовать идею для фейерверка").
- Пейзажи. Но их маловато. И эльфийская статуя, увитая плющом, мелькнувшая у входа в Мирквуд.
После первой части "Хоббита" я писала о том, что приметой современного кино для меня являются неоправданная гигантомания и неумение применять заложенные в тексте темы и фразы кроме как в лоб, чтоб любого проперло.
После того, как сестра показала мне первую серию третьего сезона "Шерлока", я всерьез задумалась о том, что еще одна примета современного кино - это соответствие ожиданиям зрителя настолько, насколько это вообще возможно. "Пустошь Смауга" именно про это, про фанфон и отчеты с ролевых игр, и это подробная иллюстрация самых типовых фэндомских (и не только фэндомских) сюжетов и глюков. От ностальгического Леголаса и его сложных отношений с папой и девушками до орочьего богатого внутреннего мира ("папаша?" - "сынок!"), с терзаниями и страданиями, и от нелепого в речах и действиях, но очень параноидального короля-шовиниста до безнадежно влюбленной эльфийской девы и любовного треугольника с участием в данном случае - гнома.
Впрочем... "Нам теперь с этим жить!"
И если не обращать внимания на имена и топонимы, которые почему-то затесались в этот фильм из книги "Хоббит, Туда и Обратно" - то в общем, оно даже ничего. Живенько.
И про массовую культуру подумала я тут.
Почему-то сейчас считается, что ругать фильм, если он тебе не понравился, вроде как нехорошо. Особенно, если фильм по известной многим и любимой многими книге. Сразу же набегут люди, которые скажут: вот вы канонисты/ролевики/олдовцы/неофиты, вас в фэндоме не было, когда я в занавесочном плаще под стол пешком ходил - нужное подчеркнуть, ненужное вписать. Вы - не целевая аудитория фильма! Он - для широких масс! А вы читайте книгу, раз такие высоколобые. Или в свои ролевые игры играйте, думаете, вы не лажаете против Канона?
Есть у меня книжка, и еще букварь, и синенькая :)). И вообще я не против фильмов, рассчитанных на самую широкую аудиторию зрителей, а также мотивов, аллюзий и прочего не канона. Вот например, экранизация "Джен Эйр" с Мией Васиковски - именно такова, но мне она понравилась. Или мультфильмы Ghibli - куда уж шире :))). Но я их нежно люблю.
Но вот если я вижу кино "для широкой аудитории", и мне оно не нравится, и оно по любимой книге, которую я, разумеется, могу предпочесть - где в этой цепочке указано, что надо радоваться самому факту существования фильма, если он не понравился?