Пожалуй, одним из самых сильных впечатлений от ролевых игр для меня является «чувство совпадения». Это может быть совпадение происходящего с духом и текстом книги, открытие в игровой ситуации неожиданного, но совпадающего с заложенным в произведении смысла, «выход на архетип». В играх по Толкину часто говорят об ощущении Тех Земель, и лучшего определения я не подберу :).
Лучше всего - когда ощущение правильности происходящего и особенной уместности этого в мире Арды возникает спонтанно, сочетая задуманное и сложившееся на игре. Вероятно, тогда это можно отнести к игровой магии, а она работает даже в самых нелепых и не складывающихся сюжетах :).
Еще мне нравится использовать информацию, содержащуюся в тексте, осмыслять в духе и логике как складывающейся на игре ситуации, так и в духе и логике первоисточника и использовать ее - и она становится живой частью игрового мира.
Далее речь не только и, наверное, не столько об игровой магии, сколько о просто интересных для меня моментах игры. Сложилось скорее вопреки, чем благодаря общей картине, о чем я не жалею, как раз это для меня плюс :).
1) История о мече Глорфинделя.
Спасибо Эридель за приглашение в кузницу - во-первых, первый положительный опыт ремесла на игре, во-вторых, просто приятно поучаствовать в интересном деле, приятно ощутить, что под твоими руками получается что-то - особенно здорово, что не сразу, что приходится прилагать некие усилия. Отлитый (с пятой попытки) меч нужно было как-то использовать - и пришла в голову идея посвятить его Валар и принести в дар Ороме. Отделывался меч по образцу того, что Оромэ подарил эльдар в Великом Походе, и должен был стать даром в благодарность за то, что семья Глорфинделя счастливо добралась в Аман.
Надо сказать, что само артефактное оружие никак не пригодилось, но работало на создание определенной атмосферы и развитие характера персонажа:
- На мече было благословение Манвэ - он мог "отсекать ложь от правды". Это уже заставляло быть и более критичным, и более последовательным. Тем не менее, не удержавшись от желания поддержать родичей, дающих неразумные обеты, на этом мече он поклялся в верности Валар и после испросил личного благословения Манвэ следовать за теми, кто может быть, будет бунтовать против Валар же.
- То, что меч в итоге остался у Глорфинделя, а не был отдан Оромэ - скорее игровая случайность, но именно в таком качестве он и пригодился.
- Вариант "воззвать к Манвэ у Темной крепости" сразу же ощущался крайней мерой, так как персонажу было очень много дано и не только из сочувствия мастерам, разрываемым на части игроками - третий раз обращаться к Манвэ можно было лишь в крайнем случае. Третье желание должно быть оставлено про запас :).
2) Эльфийский триумвират (Фингон-Андохиль-Глорфиндель) и его последствия.
В игровой параллели сложились два сюжета о спасении: Фингон - Маэдрос и Глорфиндель - Андохиль, и очень хорошо, что они слились в один. Для меня скорее это была возможность взглянуть на сюжет, в котором персонажу не удалось бы участвовать, изнутри, и взглянуть на сюжет спасения без столкновения с огромным количеством подробностей, которыми за многие попытки сыграть он оброс в фэндоме. И опять же, архетип :).
3) "Пять Сауронов, шесть Келегорма и одна едрена вошь".
Когда вспомнилось, что у моего персонажа есть созданное Андохилем ожерелье, позволяющее противостоять морокам, идея использовать его "наоборот" возникла у Фингона и Глорфинделя одновременно.
Здесь надо сказать, что использовался опять же не артефакт (так как было неясно, как он работает), а сама мысль, озвученная для него - о различении морока и истины. Придуманный мной ход предполагал, что мы осознаем, что такое морок, зачем он нужен, и чего хотим добиться, но при этом не пускаем в свою душу его суть (ложь).
Дальнейшее было импровизацией, а вот брошенные монетки - показавшие, что наведение морока удалось - действительно счастливой случайностью. Оставалось лишь красиво ковыряться в носу, будучи орком :)).
4) Конец персонажа был немного предсказуем. :)
Так и вышло. Глорфиндель остался прикрывать отступающих Фингона и Маэдроса, героически погиб как и положено Глорфинделю. Нанес Морготу (или кто там был) рану. Барлоги прилагались. Не хватало лишь фразы "Бегите, глупцы!"
Надо сказать, что здесь сработала только логика персонажа и принцип, на который он пошел еще ранее, не проклятие, наложенное на Маэдроса, и не часто встречающаяся на играх ситуация безнадежного прикрывальца. Скорее всего, я рада, что финал истории получился в принципе такой, как и в тексте - и вот это уже к вопросу об игровой магии :).
Для себя отметила еще, что в отрицательном смысле игровая магия тоже может работать - пропущенные возможности и наоборот, насильно притянутые в игру смыслы и намеренно создаваемые ситуации часто работают против игрока (и его персонажа в конкретной игре), но порой в сторону осмысления того, «как оно есть на самом деле», в случае игр по Толкину - помогают будто заново, с первого прочтения, увидеть образ персонажа в книгах. А свежий взгляд бывает крайне полезен. На этой игре логика мира Арды и образы персонажей в основном познавались на контрасте с происходящим на игре - ну что же, бывает. Тоже опыт :).
Да и вообще - для игры в архетипы игры по Толкину отличная модель :).
И главное - мне очень понравился эльфийский триумвират, сложившийся с Мориэль и Эридель. Благодаря ему и сложилась игра, а в истории Глорфинделя получились весьма совпадающие с моим видением этого персонажа по произведениям Толкина моменты. Несмотря на то, что все остальное могло не иметь никакого отношения к Толкину :).
Но у меня сложились именно удачные архетипические ситуации, относившиеся к совершенно другим сюжетам. Заехал на игру Глорфинделем - отыграл трех эльфов. Дважды по игре был назван именем другого персонажа. Можно создавать ачивку.
И огромное спасибо Альквэ и Таурель - за Финвэ и Индис, четкие нравственные образцы. Это такая редкость :).