Jul 29, 2024 18:31
Архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями сохранили свой исторический облик многие шедевры зодчества в Москве (Коломенское, Крутицкое подворье, Андроников монастырь) и других русских городах (Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, генуэзская крепость в Судаке, Пятницкий храм в Чернигове и т.д.), с 1938 года жил в Больничных палатах московского Новодевичьего монастыря, где и умер в 1984 году. Похоронили его в некрополе другой московской обитатели - в Донском монастыре. Существующее на его могиле надгробие возникло благодаря стараниям его дочери Ольги Петровны, которая вспоминала:
"После смерти отца я более года мучилась над эскизами надгробия и поняла, что в некрополь Донского монастыря не сможет вписаться ни современная форма, ни стилизация под памятники XVIII - XIX вв., находящиеся там. Помог случай. В лесу под городом Киржач Владимирской области отыскался валун, силуэтом напоминающий то ли лежащего лося, то ли медведя. С одной стороны у него имелась созданная самой природой плоскость для надписи (оставалось только отшлифовать), а сзади - круглая вмятина: как бы для печатки, на которой мне хотелось изобразить вещую птицу Гамаюн (что я и сделала). Птица присутствовала во всех предшествующих эскизах: она сторожит Родину, она из смоленского герба, а ведь и отец из тех же мест. Второй аргумент в пользу установки валуна на могиле: среди отцовых фотографий есть одна: он, восемнадцатилетний, лежит на очень похожем камне на фоне родной Шагирки. И третье: имя Пётр в переводе с греческого - камень. Вот так и возник памятник на его могиле".
Москва,
кладбища,
архитектура