Шесть могил на Новодевичьем

Jan 05, 2024 00:25

Павел Соколов-Скаля, Леонид Поляков, Александр Корин, Николай Томский, Клавдия Шульженко, Владимир Наумов

Шесть могил на Новодевичьем кладбище в Москве:
1. Уроженец Стрельны (тогда ещё пригород Петербурга), художник Павел Соколов учился в Москве живописному ремеслу у Ильи Машкова, который одобрительно отмечал темперамент, напористость и мощный мажор своего ученика. В 1919 году, оформляя на Урале революционные праздники, начинающий художник придумал себе творческий псевдоним Соколов-Скаля, под которым и вошёл в историю русской советской живописи. Окончив в 1922-м ВХУТЕМАС, Соколов-Скаля шесть лет спустя по-настоящему обратил на себя внимание эпической картиной "Таманский поход", которая ныне хранится в коллекции Третьяковки. Его "визитной карточкой" стало созданное в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) панно "Штурм Зимнего дворца", повторенное через год для Центрального театра Красной Армии. В 1930-е годы Соколов-Скаля входил в число тех 11 художников, которые под общим руководством баталиста Митрофана Грекова создавали панораму "Штурм Перекопа" (в рамках этого проекта Соколов-Скаля вместе с Михаилом Соловьёвым работал над диорамой "Первая конная армия в тылу у Врангеля"). Во время Великой Отечественной войны Соколов-Скаля написал более 300 духоподъемных агитационных плакатов для "Окон ТАСС".
2. Петербуржец Леонид Поляков окончил в 1929 году Ленинградский высший художественно-технический институт (бывшую Академию художеств) и свои первые архитектурные проекты осуществил в родном городе (среди них - здание Академии лёгкой промышленности имени Сергея Кирова, которое на пересечении Суворовского проспекта и Кавалергардской улицы воздвигли в середине 1930-х по проекту Полякова, Александра Хрякова и Александра Великанова в неоклассическом стиле модного тогда немецкого зодчего Петера Беренса). Однако главные достижения Леонида Полякова как архитектора связаны с Москвой. Это, прежде всего, строительство по его проекту в соавторстве с Александром Борецким на Комсомольской площади высотного здания гостиницы "Ленинградская". За этот великолепный образец сталинского ампира его создателям влетело по программе "десталинизации" от взбалмошного дуралея Никиты Хрущева, когда тот дорвался до власти и взял курс на архитектуру "без буржуазной помпезности и украшательства". Полякова под эту издевательскую кампанию лишили даже Сталинских премий и уволили из "Моспроекта". До плачевной для истории советской архитектуры эпохи хрущевизма Поляков успел спроектировать в 1930-1950-е годы несколько станций московского метрополитена ("Площадь Свердлова", переименованную в 1990-м в "Театральную", "Курскую" радиальную, "Октябрьскую" кольцевую, "Арбатскую"), а также станцию ленинградского метро "Пушкинскую". Как зодчий, Поляков много работал над памятниками в соавторстве со скульпторами, особенно часто - с Георгием Мотовиловым, вместе с которым воздвиг памятники Алексею Николаевичу Толстому на Большой Никитской в Москве, Михаилу Кутузову в Смоленске, Николаю Некрасову на Волжской набережной в Ярославле, Антону Павловичу Чехову в Приморском парке в Ялте и в Мелихове, Александру Островскому на Малой Ордынке в Москве. По их совместному проекту установили также надгробный памятник А.Н. Толстому на Новодевичьем кладбище.
3. Крупнейший знаток русской иконописи, сам иконописец из семьи потомственных иконописцев Палеха, художник и реставратор Александр Корин, младший брат живописца Павла Корина, живописному мастерству учился в иконописной школе родного Палеха, в иконописной палате при московском Донском монастыре и во ВХУТЕМАСе в мастерской Ильи Машкова. Он, в частности, выполнял образа для иконостаса храма-памятника на Куликовом поле по приглашению зодчего Алексея Щусева.
4. Уроженец села Рамушево в Новгородской области, сын кузнеца, скульптор Николай Томский (настоящая фамилия - Гришин) заниматься ваянием начал в 20-летнем возрасте в Старой Руссе по настойчивому совету художника-передвижника Василия Сварога. Окончил в 1927-м скульптурный факультет Ленинградского художественно-педагогического техникума в классе Всеволода Лишева, а признание получил после победы на всесоюзном конкурсе проектов памятника Сергею Кирову на Кировской площади у здания райсовета в Ленинграде. Памятник Кирову его работы появился там в 1938 году. Среди многочисленных учеников Томского выделяются такие мастера, как Иулиан Рукавишников, Яков Купреянов, Олег Комов, Вячеслав Клыков, Андрей Древин. Из монументальных работ скульптора следует отметить памятник генералу Иосифу Апанасенко на Вокзальной площади в Белгороде, памятник генералу Ивану Черняховскому, который изначально был установлен в 1950 году в Вильнюсе, но после прихода к власти в Литве неонацистов был в 1991-м демонтирован и переустановлен два года спустя в Воронеже, памятник Михаилу Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьёвых горах в Москве, памятник адмиралу Павлу Нахимову в Севастополе, памятник Николаю Гоголю на московском Гоголевском бульваре, памятник Михаилу Кутузову у здания Бородинской панорамы в Москве, скульптурная композиция на могиле Неизвестного солдата у московской Кремлёвской стены, бюсты Семёну Будённому и Иосифу Сталину на их могилах у Кремлёвской стены.
5. Харьковчанка из семьи бухгалтера Главного управления российской железной дороги, эстрадная певица Клавдия Шульженко исполнять русские народные песни начала с конца 1910-х годов. Певческому искусству училась частным образом у профессора Харьковской консерватории Н.Л. Чемезова. В мае 1928 года, в День печати, дебютировала на сцене Мариинского театра в Ленинграде. До 1942 года работала в качестве артистки Ленгосэстрады солисткой джаз-оркестра Якова Скоморовского. Создала вместе со своим мужем Владимиром Коралли собственный джаз-ансамбль. Легендарными стали в её исполнении песни "Синий платочек" на музыку Ежи Петерсбурского и русский текст гвардии сержанта артиллерийского дивизиона Михаила Максимова, "Друзья-однополчане" на музыку Василия Соловьёва-Седого и стихи Алексея Фатьянова, "Давай закурим" на музыку Модеста Табачникова и стихи Ильи Френкеля и многие другие.
6. Дед кинорежиссёра Владимира Наумова по отцовской линии - Соломон Страж, резчик по дереву из местечка Жижморы в Литве, - учился ваянию какое-то время в Париже у самого Эмиля Бурделя и был дружен с Марком Шагалом (Соломон Страж умер от рака желудка в Москве в 1934 году и похоронен на Новодевичьем кладбище, где много лет спустя, в 2021-м, найдёт рядом с ним успокоение его внук Владимир Наумов). Любопытно, что матерью кинорежиссёра была актриса Камерного театра Агния Бурмистрова, чей дед был православным священником и членом "Чёрной сотни". В 1950-е годы Наумов учился во ВГИКе в мастерской Игоря Савченко и там же познакомился со своим будущим постоянным соавтором Александром Аловым (настоящая фамилия - Лапскер: он ушёл из жизни раньше Наумова, в 1983-м, и похоронен на московском Ваганьковском кладбище). Вместе они сняли 11 фильмов, среди коих были такие значимые для истории советского кинематографа фильмы, как "Павел Корчагин" по книге Николая Островского "Как закалялась сталь", "Мир входящему", "Скверный анекдот" по рассказу Фёдора Достоевского (этот фильм, правда, лёг на "полку" в эпоху брежневизма, что не умаляет его художественных достоинств), "Бег" по пьесе Михаила Булгакова, "Легенда о Тиле" по роману Шарля де Костера, "Тегеран-43", "Берег" по роману Юрия Бондарева. После смерти Алова и распада знаменитого творческого тандема Владимир Наумов снял самостоятельно ещё несколько фильмов, но из них, на мой взгляд, лишь "Выбор" по роману Юрия Бондарева достойно выдерживает сравнение с теми фильмами, что поставили Алов и Наумов вместе раньше.

Москва, кладбища

Previous post Next post
Up