После очередного нападения на картину Ивана Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" невольно задумаешься, что с этим взрывным шедевром не так?
Оставим в стороне вопросы патологической суггестии, того воздействия, которое это полотно оказывает на людей с неустойчивой психикой, буквально провоцируя их на агрессию.
Задумаемся о другом: какой деструктивный политический посыл аккумулирует в себе эта многострадальная работа Репина?
Уже современники Ивана Репина соотносили его картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которую они впервые увидели в 1885 году, с потрясшим всю Россию убийством 1 марта 1881 года народовольцами русского императора-реформатора Александра II и с последующей казнью тех, кто это преступление совершил. Понимал этот сложный контекст и сын убитого монарха, новый император Александр III. В те дни великий князь Владимир, президент Императорской Академии художеств, писал министру внутренних дел:
"Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил, чтобы находящаяся ныне на XIII передвижной выставке картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", по каталогу выставки N° 208, по закрытии этой выставки, ни в Москве и нигде более и не под каким предлогом не была выставляема для публики, или распространяема в публике какими-либо другими способами".
Предписание министерство внутренних дел получило, однако вопреки ему картина Репина после выставки в Петербурге была показана и в Москве. Будто в издёвку над высочайшей волей, в 1885 году во "Всемирной иллюстрации" появился рисунок С. Шамота "Перед картиною И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"", где была изображена сама картина и взирающая на неё публика. Многочисленные подписчики журнала увидели таким образом - пусть и несколько опосредованно - подпавшее под запрет на репродуцирование произведение Репина, которое вызвало столько ожесточенных споров в обществе. Редакторы оправдывались тем, что запрет на картину не был обнародован.
Иван Репин и не скрывал, что задумал эту - ставшую крамольной - картину как аллюзию на казнь первомартовцев. Логика, видимо, была такая: убийство царём Иваном Грозным своего сына (исторически, кстати, недостоверное) сам художник воспринимал как тождественное казни (то есть убийству) царём-батюшкой Александром III своих детей-подданных, пусть и виноватых в страшном деянии. В своих записях Репин отмечал, что работать над картиной он начал именно после событий 1 марта 1881 года - убийства Александра II и казни организаторов и исполнителей покушения.
Выходит, что страшное по своему психологическому воздействию на зрителей полотно Репина аккумулировало в себе целую цепочку убийств: одно - исторически недостоверное, которое непосредственно изображено на картине и отсылает к прошлому, и ряд других злодеяний, которые прочитывались в подтексте и отсылали к злободневной современности, а именно - к убийству русского монарха и казни организаторов сего деяния.
Зрителю наших дней необходимо это иметь в виду, когда он вновь получит возможность лицезреть скандальное полотно Ивана Репина на привычном месте в Третьяковской галерее.