ИЗ КНИГИ ВАСИЛИЯ МОЛОДЯКОВА "ВТОРАЯ МИРОВАЯ: ВОЙНА, КОТОРОЙ НЕ МОГЛО НЕ БЫТЬ":
"Численное превосходство немцев над французами вкупе с падением рождаемости, распространением туберкулёза, сифилиса и алкоголизма во Франции были источником постоянной тревоги для её государственных мужей. "В Европе имеется двадцать миллионов лишних немцев", - без обиняков говорил Пуанкаре. Выход из ситуации [французские] националисты видели в расчленении Германии и "приручении" её непрусской части, а также в создании "цветной" колониальной армии для использования в Европе. Неизбежная "метисизация" Франции их не пугала. "Марианна, Марианна, ты будешь кофе с молоком!" - пелось в популярной песенке тех лет о будущем поколении французов с примесью арабской и африканской крови. Это позволяет нам правильнее понять непростую национально-демографическую ситуацию в сегодняшней Франции.
<...>
О "союзной" - в основном французской - оккупации левого берега Рейна можно говорить долго и с обилием цитат. Защитников и апологетов у неё нашлось немного. Большинство соглашалось со словами Нитти:
"Беззащитная и разоруженная Германия принуждена ныне содержать на свой счёт французскую оккупационную армию, состоящую между прочим из представителей низших рас (в то время подобные выражения были "политически корректными". - В. М.). Наиболее культурные города Европы подвергаются, таким образом, оскорблениям и насилиям со стороны цветных войск Франции. Без всякой необходимости, просто в целях издевательства германское население подвергнуто моральной и физической пытке, которой не знали прошлые века. В апреле 1921 года на Рейне находились ещё от 14 до 15 полков цветных войск: 9-10 алжирских, 2 из Туниса, 3 из Марокко и 1 из Мадагаскара. Кроме этих полков на Рейне находятся ещё отряды негров (2 полка сенегальских негров были оттуда отозваны). Всем известно из опубликованных документальных данных, какие насилия и преступления были совершены неграми на германской территории, и теперь всякому ясно, что оккупация Германии имела лишь одну цель: довести Германию до полного морального истощения, убить в германском народе национальное чувство, сломить его политическое единство. Никогда в прошлом ни Германия, ни другие победившие страны не совершали в час победы ни одного из тех абсурдных и преступных деяний, которые окончательно подорвали моральный авторитет победителей".
В 1938 году Ллойд Джорджу пришлось признать: "Оккупация германских городов иностранными войсками (в том числе цветными), которая сопровождалась многими досадными, а подчас и возмутительными инцидентами, имеет прямое отношение к тому взрыву патриотических чувств, который впоследствии нашёл своё выражение в нацизме". Французские вторжения в Рур в 1921 и 1923 годах усугубили ситуацию, которую позднее несколько разрядили "план Дауэса" и Локарнские соглашения. В августе 1929 года на Гаагской конференции по репарациям "союзники" обещали вывести войска из Рейнской области к июню 1930 года и сдержали обещание".