Польское мессианство

Jan 15, 2021 22:38





Валентий Ванькович. Портрет Адама Мицкевича. 1828



ПОЛЬСКОЕ МЕССИАНСТВО

Александр Дугин пишет в книге «Ноомахия. Восточная Европа. Славянский Логос» о трансформации польского мессианства, замешанного на концепции сарматизма, после третьего раздела Польши и утраты ею государственности:

«Польское общество стало осмыслять причину того, почему в эпоху подъёма Модерна в Европе оно оказалось под властью консервативных и совершенно не «европейских» московитов. Это потребовало переосмысления всей польской миссии. Из этого переосмысления родилось новое польское мессианство, на сей раз отягощённое трагическими чертами. В этой новой версии страдание, боль, отчаяние и поражение стали важнейшими мотивами национальной идентичности. Польша отныне сравнивалась с «Христом», распятым между циничными европейскими державами и империалистическими «восточными схизматиками» - униженная, захваченная, покорённая и преданная, но святая в своей сути богоизбранная страна. Так возникает идея Польши как «Христа народов» или «Христа Европы», которая становится новой польской идеей.

Одним из первых провозгласил теорию польского мессианизма философ-мистик Анджей Товянский (1799-1878) … Товянский утверждал, что к нему в 1839 году явились сам «Святой Дух» и «Богородица» и призвали его стать «свидетелем Апокалипсиса». Через год он прибыл в Париж, где основал мистическую секту «Круг Божьего Дела».

… По теории Товянского, Польша - есть страна-Мессия, и польский народ есть «коллективный Христос», посланный в мир, чтобы своими страданиями «искупить грехи рода человеческого». За это Польша и распята. Поляки оказались в рассеянии, как и ветхозаветные евреи, но им предстоит собраться в Польше снова и, пройдя все муки ада, возродить народ и осуществить свою миссию. Настанет час, когда Польша воскреснет, и это станет концом мира.

… Согласно учению Товянского, есть три избранных народа - поляки, французы и евреи. Им предстоит в будущем править миром.

… Высшего расцвета польский мессионизм … достигает в величайшем польском поэте Адаме Мицкевиче (1798-1855). Так как Мицкевич родился на территории Литвы, то литовцы считают его своим национальным поэтом, а поскольку теперь эта территория входит в состав Белоруссии, то белорусы тоже считают его своим - белорусским - гением. Матерью Мицкевича была крещёная еврейка (Барбара Майевска) из семьи последователей еврейского псевдомессии Якоба Лейба Франка (1726-1791), который, по стопам другого псевдомессии Саббатаи Цви (1626-1676), провозгласил необходимость «священного предательства», то есть оставления иудеями своей религии и перехода в католичество (как сам Саббатаи Цви перешёл в ислам). Жена Мицкевича, Целина Шимановска, также принадлежала к франкистскому роду (Воловские, до крещения их предок носил фамилию Шор). Она регулярно имела видения и саму себя считала избранным «Духом». Психическое расстройство привело её в Париже в дом для умалишённых, где на пациентах испытывали очень жестокие методы лечения, откуда её спас Анджей Товянский, сам одержимый галлюцинациями аналогичного рода.

Эта подробность имеет значение, поскольку движение франкистов было мессианским по своей природе, рассматривало современность как эсхатологическую эпоху и проецировало традиционную еврейскую веру в Машиаха на современные европейские условия. Кроме того, в центре еретической секты франкистов стоял культ женщины, а посвящённые практиковали оргиастические ритуалы. В ходу было почитание «женского мессии», в роли которого одно время сторонники культа признавали дочь Якоба Франка, основателя секты, Еву Франк (1754-1816). Последователи Франка активно переходили в католичество, и это автоматически гарантировало им по польским законам дворянство. Так, в польское шляхетство XVIII-XIX веков проникло значительное количество евреев, как правило, менявших свои имена на польские, способствовавших распространению идей польского мессианизма. Пример Мицкевича - самый яркий.

Мицкевич разделял идеи Товянского, и в своих стихах и пьесах он описывает идеалистические образцы польского и литовского быта («Пан Тадеуш»), величие и глубину национального характера, древние обычаи, героизм польско-литовского сопротивления «москалям» и ужасы подневольного существования.

… Показательно, что смерть настигает Мицкевича в Стамбуле, куда он приехал с целью содействия созданию еврейского батальона, который должен был принять участие в том, что он считал «финальной битвой» - Крымской войне против России, в ходе которой, как он полагал, его пророчествам об освобождении Польши суждено было сбыться. Участие евреев в войне с Россией обладало для Мицкевича символическим значением, так как, с точки зрения польского мессианизма Товянского, избранные народы - это поляки, французы и евреи, и поэтому все они должны быть едины в борьбе с «оплотом зла и притеснения» (царской Россией). В этом также, скорее всего, сказались франкистские корни Мицкевича, так как в Османской Империи существовала самая большая группа саббатаистов, в среде которой и сформировался основатель европейской версии еврейского гетеродоксального мессианства Якоб Франк. В реализации этого плана Мицкевича остановила лишь смерть».



Памятник Адаму Мицкевичу в Минске



Памятник Адаму Мицкевичу во Львове

евреи, Польша, фото, философия

Previous post Next post
Up