Проблема выбора.

Oct 31, 2014 10:38

Оригинал взят у u50 в Проблема выбора.
У витрины магазина игрушек стоит папа с мальчиком в истерике. В витрине три грузовика: маленький, средний и огромный. Цены соответственные. Мальчик требует самый большой грузовик, папа пытается уговорить его на средний. Но все попытки упираются в детские капризы.
Тут подходит посторонний мужчина и говорит: Я детский психолог, хотите, я поговорю с вашим ребенком?
Папа, обрадованный неожиданной помощью, соглашается. Мужчина наклоняется к уху мальчика, что-то шепчет. Мальчик молча показывает на самую маленькую машинку.
Папа ошарашенный: Что вы ему такое сказали?
Мужчина: я сказал, что если он не прекратит капризничать, я ему оторву уши …

Вместо Рыжей я решил ответить на вопрос, кто на свете всех умнее как выбирать правильного психолога.

Во-вторых, у меня есть опыт общения с психологами, всякими и разными, и, во-первых, у меня есть пример самого эффективного и правильного психолога. Все остальные лишь асимптотически приближаются к ней. Если кто сам не догадался, у вас есть три попытки.

Да, прежде чем перейти к исчерпывающему перечню критериев, небольшое лирическое отступление.

Все знают: у каждого клиента свой психолог. И наоборот, у каждого психолога свой клиент. Это значит, фактор эффективности не самый определяющий при принятии решения, к кому идти. Еще на этапе телефонного знакомства отношения могут не сложиться, даже при самых хороших рекомендациях и самых доступных условиях. Просто человек не нравится. Голос, интонации, форма носа или цвет глаз, не важно. Далеко не каждый клиент способен (да и не обязан) отрефлексировать причины своей неприязни к конкретному человеку для того, что бы потом прилагать усилия для общения с ним. Да и эффективность работы в такой ситуации в разы ниже.

С другой стороны, не смотря на заявления всех 146% клиентов о том, что они хотят изменений в своей жизни в лучшую сторону, исчезающе малый процент хотят этих изменений в реальности. И тут даже потраченные усилия, деньги и время не являются показателями. Даже наоборот, часто объем потраченных ресурсов больше свидетельствует о том, насколько человек не хочет что-то менять в своей жизни!

Совсем с третьей стороны, совершенно не важно, какой конфессии придерживается психолог, важен достигнутый результат. Заячья лапка и бубен, хоровое пение под луной или самоистязание себя аффирмациями - абсолютно не важно! Если клиент получил желаемое (жену/мужа/ребенка, миллиард денег или прекрасные отношения со всем миром вообще и с родственниками в частности), то какая разница, что делал и говорил психолог? Или тот, кто был на его месте.

Отсюда важный вывод: хорошим психологом может быть и «потомственная ведьма», и выпускник МГУ, кандидат наук, и весь спектр, который укладывается между этими полярностями. Под «хорошим психологом» я подразумеваю не человека, имеющего соответствующий диплом (что само по себе еще ни о чем не говорит, как и в любой другой профессии), а человека, который может дать практические результаты в работе с клиентом.

Самое забавное, что среди «потомственных шаманов» можно запросто встретить дипломированных специалистов, использующих психологические знания «под прикрытием». А среди «типа психологов» легко можно найти тех, кто практикует «снятие порчи и сглаза» и «правку ауры».

Итак, допустим, у вас появилась некая задача и вам хочется выбрать наиболее эффективного психолога для ее решения. На что ориентироваться?

1.         Самый первый критерий, о котором я как раз говорил выше, включается автоматически и практически без вашего участия - это семантический набор. Он виден слышен сразу, как только консультант (для удобства я обобщу до консультанта, мало ли кто как себя называет) откроет рот. И если его речь, используемые специфические термины вас пугают и запутывают, вы точно не пойдете к нему, даже без моих рекомендаций. Правда, есть и противоположный случай: некоторые люди как раз и клюют на околонаучную терминологию. Но! Это длится ровно до первого принципиального несовпадения в толковании какого-либо термина.

А совсем некоторые консультанты умудряются очень быстро понять привычную и понятную семантику клиента и быстро на нее переключаются. Понятно, при этом они все равно делают то, что делали и с другими клиентами, только называют это всякий раз по-разному.

2.         Система ценностей. Это срабатывает не сразу, но тоже автоматически. Кто-то любит Путина, кто-то нет, кто за грудное вскармливание, кто-то против, кто-то любит кошек, а кто-то совсем черепах. Да, глупо было бы требовать от консультанта его системы ценностей в виде списка. Не все мы осознаем, не все осознаваемое можем вспомнить. Поэтому всегда остается вероятность, что какие-то взгляды вашего консультанта вам будут неприятны, будут поперек ваших убеждений. Конечно, можно себя пересилить, но сколько сил на это уйдет? А сколько останется на работу? Взвешивайте ваши возможности.

3.         Границы компетенции. Иногда список тем, с которыми работает тот или иной консультант наводит на мысль - уж не врет ли он? И семейные отношения, и карьера, и управление компанией. На самом деле все это укладывается в одну схему: все мы выросли из детства. Большая часть убеждений, привычек и сценариев сформировались в раннем детстве. И не важно, какой области человеческих отношений они касаются, работать с ними приходится примерно одинаково. Отсюда и «широта» специализаций. А некоторые из психологов просто имеют собственные предпочтения или хорошо отточенные навыки для работы в конкретной области. Так что спектр предлагаемых услуг сам по себе мало что значит.

Обращать внимание следует на другое: кто тут клиент, с кем работаем? «Верну мужа», «отважу любовницу», убью соседей. Если предлагается что-то изменить в самом клиенте, в его поведении, привычках, убеждениях, то этому можно доверять. А если предлагаются, да еще и гарантированные, изменения в поведении других людей, подумайте, кто у нас Бог? Знающие люди говорят, это и ему не всегда под силу.

Следующий уровень компетенции, когда консультант прямо говорит: вот с этим я не работаю, это не моя компетенция. Здесь важно не то, с какими задачами консультант справляется или нет, а его способность признать границы собственных возможностей (а они есть у всех), а не пытаться «съесть весь пирог» сразу.

А маги консультанты 80-го уровня могут еще больше: они даже могут послать к другому консультанту! Как минимум, с другой специализацией, как максимум - к более сильному. Представляете, к конкуренту! Не знаю, кто как относится к такой способности, но я лично считаю, это предельно ответственный подход к качеству предлагаемых услуг. Это больше всего говорит о том, что для консультанта важнее - просто заработать денег или все же помочь клиенту в его задаче. Дополнительно это говорит еще и о том, что консультант не варится в собственном соку, где он единственный и неповторимый, что он хотя бы примерно знает определенный круг специалистов, поддерживает контакты.

4.         Советы. Наконец это стало общим местом: практически каждый первый психолог говорит о том, что не дает советы. И так же все знают, что давать советы - дело неблагодарное. Тем не менее, без советов никак. И даже если их называть рекомендациями, они все равно остаются советами. Да, и здесь тоже обращать внимание надо на другое - на содержание.

Бесполезные, а местами и вредные советы из серии: КАКИМ НАДО БЫТЬ. Да, именно вот в таком комплекте: каким, надо, быть. «Вам нужно быть скромнее, решительнее, смелее, осторожнее, умнее…» и так далее. Даже если вам скажут, кому и зачем НАДО, то очень редко - как стать этим, кем надо. И совсем тайной останется ответ на вопрос: а что, только вот этим «КАКИМ» и никаким другим? Без вариантов? И вот как только вы станете этим самым, вот прямо с утра и наступит счастье?

Более содержательные советы - это подумать, прислушаться к себе, понять, почувствовать. Иногда даже - оформить все полученные результаты на бумаге. Написать, нарисовать. Скажем так, уделить себе время и разобраться в собственных мыслях, чувствах, желаниях. И иметь смелость их обозначить, хотя бы для себя.

А все те же маги консультанты 80 уровня дают самые полезные советы: что сделать. Возможно, это будет из разряда «жечь красные труселя в полночь на кладбище», а возможно вам предложат провести SWOT анализ вашего бизнеса, в котором всего полтора землекопа. Главное здесь как раз действие. Да, оно может не дать никаких результатов, но это тоже результат - поиск действенных мер сужается! И все же самое главное остается за кадром: действенная активность, способность и решимость предпринимать практические шаги для достижения цели в любом случае полезнее, чем пассивное ожидание «спасителя». И если консультант привержен этой парадигме, он и сам будет больше действовать в ваших интересах, и вас будет пинать стимулировать.

Осторожно, существует мимикрия! Все, что я перечислил выше, никакая не тайна. И поэтому иногда советы «КЕМ БЫТЬ» маскируют под советы «что делать». Например: «вам надо чаще заботиться о себе», «надо реже задерживаться на работе», «больше уделять времени ребенку/работе/жене/мужу» и так далее. Почему мимикрия: в таких советах нет главного: как это сделать и зачем? И есть совсем ненужная и хорошо замаскированная оценка. То, о чем пойдет речь чуть ниже.

5.         Оценка. Да-да, все уже знают, что оценивать нехорошо. Особенно в лоб: ты плохая мать, ты балбес, у тебя руки растут из альтернативных источников! Но мы же интеллигентные люди, некоторые даже с высшим образованием. И мы знаем, как правильно навесить ярлык вкупе с чувством вины и при этом сохранить репутацию участливого слушателя: «тебе надо больше времени уделять ребенку!» Перевод: ты плохая мать! Пример: Тебе надо больше времени уделять работе! Перевод сами напишите? Для сравнения: проверь свой день, посмотри, где ты можешь взять время для ребенка; подумай, что еще ты можешь сделать для своей карьеры; подучи еще правила написания «тся» и «ться».

Казалось бы, так просто звучит, но как тяжело дается! Проверено уже не одним десятком тренингов: безоценочная речь дается нелегко и не сразу. Но это «обычным людям», что в общем-то, не обязательно. А для профессионала это важный критерий.
Кстати, интересная особенность оценочных суждений: сразу за таким суждением, как правило, следует совет из серии «кем быть», альтернатива. Так сказать, двойной захват.

6.         Вопросы. Наверное, есть такие консультанты, которые посмотрят пару секунд на клиента и сразу дают диагноз: в морг! Но я не встречал. Скорее наоборот: чем выше уровнем консультант, тем больше он задает вопросов, тем подробнее изучает ситуацию. Конечно, опыт позволяет сократить количество вопросов или подбирать наиболее уместные и даже, можно сказать, эффективные. Сколько раз, бывало, спросишь что-то у клиента, просто для изучения подробностей, а у него открытие: надо же, а я так не думал! Но для того, что бы такое случилось, надо задать или даже, задавать, вопросы. «Правильный консультант» всегда помнит, что все, что он понял про клиента, всего лишь его собственная интерпретация. И всегда полезно еще раз уточнить картину мира.

Да! Минимальный набор вопросов. Уже многие знают, но, как показывает практика, не все. В любом месте консультирования, но до того, как начнутся какие-либо активные действия, «правильный» консультант поинтересуется у клиента - а чего, собственно, хочется? Хрестоматийное: «что для вас будет хорошим результатом нашей работы?»

7.         «А что, вы за меня и есть будете?» Про разделение ответственности. Или другое название: кто будет работать? Или еще: а за что я плачу деньги?

Действительно, а за что вы платите консультанту, особенно психологу? За результат? За удовольствие? За красивые глазки дипломы на стене? И почему разные цены у разных консультантов? Понятно, за что берет деньги юрист или, скажем, эксперт по сборке самолетов. За собственные знания, за опыт, сын ошибок трудных. А психолог? Он же не имеет опыта жизни в моей семье или работы в моей компании? Он вообще, может, ни в одной компании не работал!

Опыт психолога - это опыт использования технологий в разных ситуациях, для разных контекстов и для разных людей. Если совсем коротко, чем опытнее психолог, тем быстрее он найдет нужные средства для решения вашей задачи, с учетом всех ваших особенностей.

Но! Работать будет клиент. Чье поведение меняем? Чьи убеждения, привычки, эмоциональный отклик? Клиента. И поэтому всю работу делает клиент. Хотя бы потому, что только его собственный опыт может изменить что-то в его психике. Если клиент ничего не делает - не будет и результата.

Поэтому «правильный» консультант никогда не работает «за процент» или на гарантированный результат (вот повысятся продажи, тогда и заплачу). Потому что хоть результат и звучит понятно для всех (больше денег/женщин/мужчин/счастья вообще), но и путь к нему, и груз собственных ошибок, привычек, который мы несем, у каждого свой. Мало того, что свой и совершенно разный, но часто и нам самим неизвестный! И это кропотливая и совершенно непредсказуемая работа - докопаться до причин и что-то исправить, встроить что-то новое. Не говоря уже о том, что в процессе работы запросто может поменяться запрос клиента.

Так за что же берет деньги консультант? За время. За время, которое он посвятил своей профессии и которое посвятит вам. И все. Так и говорит «правильный» психолог: мое время стоит NN. А работать будете вы.

8.         Результат. Совершенно не важно, какую парадигму исповедует консультант: осознание=излечение или меньше знаешь=крепче спишь. Важно, что бы был результат его работы, либо материальный, либо душевный. Последний очень сложно отследить, особенно когда сам клиент его старательно прячет. Но, в принципе, можно. Что я имею ввиду: изменение отношения к чему либо, что, в свою очередь, может отразиться как в соматике, так и в поведении. Или просто изменение поведения в каких-либо значимых ситуациях, или даже изменение целой стратегии. Например, рост в карьере, появление постоянного партнера или даже официальный брак, достижение какой-либо поставленной цели. Практически в любом случае душевные изменения, так или иначе, отражаются в поведении. И это можно заметить.

Очевидно, что если нет изменений, то вообще непонятно, зачем вы ходите к консультанту. Особенно, если его набор используемых инструментов при этом совершенно не меняется. Да, очень многие изменения имеют значительный лаг, и консультант просто обязан об этом предупредить. Например, те же самые новые привычки полностью усваиваются в среднем в течение 4 недель. А система убеждений вообще может менять в течение 6 месяцев. Это понятно. Но если год - и никаких изменений (а часто даже наоборот, есть ухудшения), то это уже вопрос либо к компетенции специалиста, либо… к добросовестности клиента. Либо и то, и другое сразу.

А у консультантов 80-го уровня результат можно получить сразу, уже на самой первой сессии. Конечно, не во всех случаях, но довольно часто. Как минимум, эмоциональный фон будет приведен в приемлемое состояние. Кстати, этим навыком владеют далеко не все психологи.

Пожалуй, все. Понимаю, что появилось еще больше вопросов, но это потом. Может быть. Наверное.
Previous post Next post
Up