Точка зрения на то, какое поведение родителей является оптимальным, постоянно менялась. Но уже много лет исследователи сходятся в том, что самая важная цель, которую могут достичь родители - научить ребенка регулировать свое поведение. Проще говоря, развить способность контролировать и направлять собственные действия, при этом не нарушая рамки закона и права других людей. Но как же это сделать?
Выяснилось, что дисциплинарные меры, которые основаны на авторитете родителей, а не на принуждении, гораздо более эффективны в развитии способности к саморегуляции у детей. Если родители обсуждают ситуацию, аргументируют свою точку зрения и предлагают возможные решения, ребенок склонен договариваться, а не выказывать неповиновение (Lamb, Ketterlinus & Fracasso, 1999).
Как правило, аргументы, которые приводят родители, относятся к соблюдению социальных норм и просоциальному поведению. Родители, которые напоминают детям, какой эффект их действия произведут на окружающих, имеют более популярных детей, к тому же, обладающих интернализированными моральными нормами (то есть способных уже ориентироваться на собственное мнение в оценке «хорошо - плохо»).
Если же социализация насаждается силовыми методами со стороны родителей (наказания и т.п. - авторитарное поведение родителей), ребенок с трудом развивает интернализированные нормы и механизмы самоконтроля.
Причем эта закономерность никак не связана с культурными различиями.
Иными словами, дети, которых заставляют «вести себя правильно», чаще всего выполняют требования в присутствии взрослых, но в их отсутствии спокойно нарушают правила.
Еще один способ развить способность ребенка к саморегуляции - постепенно все больше привлекать его к участию в обсуждении семейных вопросов и принятию семейных решений. Наилучшая адаптация детей наблюдается тогда, когда родители привлекают отпрысков к сотрудничеству и делят с ними ответственность (Maccoby, 1992). Таким образом создается база для осознаннного принятия решений.