Человек живет в 4 измерениях: длина, ширина, высота и время. Концепция времени - субъективная попытка сделать удобными процессы, некая условность, которую придумали люди, чтобы соизмерять одни процессы с другими. Как такового времени нет. Но в человеческой психике оно устойчиво закрепилось как некая реальность. И мы можем исследовать, что происходит с временем у нас внутри.
Человек, у которого время течет непрерывно, живет удобной жизнью: все успевает, строит адекватные планы. Но при переживании травмы время как будто останавливается, и человек начинает испытывать трудности. О таких говорят: «Она живет прошлым» или «Он не умеет планировать будущее».
Время может определять поступки человека. Если будущего нет (довольно распространенное убеждение в кризисе), человек будет действовать соответственно. Если нет прошлого, человек не может опираться на свои ресурсы.
Мозг подвергает процессы внутри себя определенному координированию. Травмированные люди реагируют на события в настоящем, как будто это происходило в прошлом.
Чтобы восстановить психику травмированного человека, нужно восстановить линию времени.
Упражнение на восстановление линии времени (самостоятельно применять не стоит):
1. Представьте событие из прошлого (вчера) и из будущего (завтра). Как они выглядят, где расположены?
2. Исследование линии времени:
Поставить на бумагу точку «сейчас».
Взять простое действие, которое эмоционально не окрашено (например, чистка зубов и т.п.)
Вспомнить, как чистили зубы в тот или иной период времени. Говорить, где всплыла картинка, и ее параметры (яркость, четкость, размер, расстояние и т.д.): - сегодня утром; - вчера; - неделю назад; - 2 недели назад; - месяц назад; - …. до самого раннего детства с разными интервалами.
Будущее: завтра, послезавтра, через неделю, через месяц, через 2 месяца, через 3 месяца, через 6, 9 месяцев, через 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 10 лет, 15 лет, 20 лет, 25 лет…
Обсудить, какие события происходили во время смешения временных рамок, во время темных, черных, тревожащих картинок, размытых, маленьких и т.п.: это значит, что нарушена кодировка даже нейтральных событий.
3. Превратить временнУю кашу в линии. Собрать прошлое, а потом будущее в 1 линию. Линия может быть не прямой, главное, чтобы картинки располагались последовательно. Как выглядит линия?
4. Если линия искривлена, некоторые события могут ускользать. Попробовать выровнять обе линии.
5. Соединить линии прошлого и будущего, то есть сделать время непрерывным. Соединить дугой.
6. Сделать перемычку между собой и местом соединения и втянуть ее в себя (втянуть в себя настоящее, а будущее и прошлое оставить вне себя, снаружи).
7. Сдвинуть прошлое влево, а будущее - вправо, чтобы впереди было свободно.
8. Представить, что можно держать жизнь в руках и хорошо видеть и прошлое, и будущее.
9. Взять линии руками и вобрать внутрь себя. Они легко будуть расправляться, когда захочется.