ПОДВОДНЫЙ ГАГАРИН

Aug 28, 2023 09:02




Делаем документальный фильм о Музее Мирового океана.

Один из героев - Анатолий Михайлович Сагалевич - легенда отечественной океанологии. Среди акванавтов планеты он единственный обладатель всех самых престижных наград в мире.

На глубоководном аппарате «Мир-1» Сагалевич погружался к затонувшему «Титанику» и на дно Северного Ледовитого океана. Его экипаж стал единственными из людей планеты, кто побывал в точке реального географического Северного полюса. За этот подвиг Анатолий Сагалевич получил золотую звезду Героя России.

В его коллекции есть и единственный в стране подводный Оскар, и награда, которых в мире всего три. Две таких же лишь у американских астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина, которые первыми побывали на Луне.

В общей сложности профессор Сагалевич провёл в океане восемнадцать лет. И погружался на глубину 6 тысяч 170 метров.

Анатолий Михайлович сразу согласился дать интервью, не смотря на свои 85-ть лет и операцию, которую он только что перенёс.
Говорили много о чём. Но больше всего о глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2».

Этот уникальный проект Советский Союз начал в 1985 году. На тот момент в мире не существовало глубоководных обитаемых аппаратов, которые могли бы погружаться на шесть километров.

Ещё до начала постройки «Миров», США установили запрет на передачу Советскому Союзу передовых технологий. Они не могли допустить первенства СССР в изучении больших глубин. Пытались убедить другие страны, что создание таких глубоководных аппаратов - проект совсем не мирный, и что это очередной виток гонки вооружения.

Финляндия была единственной страной, которая согласилась помочь Советскому Союзу. Она не входила в блок НАТО и не подписывала международный КОКОМ-лист, который запрещал передачу новейших технологий странам Варшавского договора.
Помогали финны за деньги. Проектирование и постройка судов «Мир» обошлась СССР в сорок миллионов долларов.

Забегу вперёд, когда американцы увидели готовые «Миры», то захотели точно такие же. Финляндия тут же озвучила цену - пятьдесят миллионов. За каждый. И американцы сдулись.

Но ещё до постройки этих уникальных глубоководных аппаратов, технические эксперты США написали в отчёте, что их создание невозможно. И ошиблись - в 1987 году «Мир-1» и «Мир-2» начали свои первые погружения.

Джеймс Кэмерон узнал о советских глубоководных аппаратах, когда увидел документальный фильм о затонувшем «Титанике». В США его посмотрели 30 миллионов человек.
Режиссёр тут же связался с Анатолием Сагалевичем и предложил вместе сделать художественный фильм. Но сначала Кэмерон хотел лично увидеть «Титаник» на дне. И такую экскурсию режиссёру устроили. На глубину три тысячи семьсот пятьдесят метров.




Когда Кэмерон поднялся с четырёхкилометровой глубины, он точно знал, что будет снимать кино, но не знал, о чём оно будет. Сагалевич тогда сказал: сделай фильм о любви. А что для тебя любовь, Толя? - спросил американец. Любовь - это полёт, - ответил русский акванавт.

А потом весь мир увидел в «Титанике» знаменитую сцену полёта. Ту самую, где Ди Каприо и Кейт Уинслет парят над океаном на носу лайнера.

Погружения к затонувшему «Титанику» занимали от восемнадцати часов до суток. Но снимать Кэмерон мог лишь двадцать минут - плёнки в кассете хватало лишь на это время.
Но и за эти двадцать минут режиссёр пытался сделать несколько дублей.
- Джим, мы не на земле, чтобы пять дублей снимать. Здесь глубина почти четыре километра и течение, - так Сагалевич возвращал к действительности своего американского друга.
Режиссёр хотел снять лучшие кадры в своей жизни, а командир экипажа «Мир-1» должен был его жизнь сохранить. И свою тоже.

- Однажды, рассказывает Сагалевич, мы попали в глубинный шторм. Удерживать аппарат на одном месте, как того хотел Джим, было невозможно. Пришлось всплывать. Но лучше лишний раз вернуться на поверхность, чем совсем не вернуться.

Кстати, один из своих дней рождения Анатолий Михайлович провёл под водой. На пяти километровой глубине один из французских друзей-акванавтов подарил ему часы. Сагалевич носит их до сих пор.




Спросил и про погибших людей на глубоководном аппарате «Титан». 18-го июня 2023 года три туриста и два члена экипажа погружались к затонувшему «Титанику».
Экскурсия с трагичным финалом.




«Титан» был построен частной американской компанией. Он погружался только в нейтральных водах, поэтому на него не распространялись международные правила безопасности.
«Титан» даже не был сертифицирован ни одним регулирующим органом. Каждый пассажир, который поднимался на его борт, подписывал документ, в котором говорилось, что это экспериментальное судно и на глубине с ним может случиться, что угодно. Слово «гибель» в этом документе было упомянуто трижды уже на первой странице.

Сагалевич рассказал о том, что этот аппарат был сделан абсолютно безграмотно. Там всем командовали миллиардеры, которые считали, что деньги могут всё. И сделали корпус из углепластика. Это довольно прочный материал, но он хрупкий. Не выдерживает циклических нагрузок и в любой момент может разлететься в пыль.
Так и произошло.

Один из пилотов «Титана» отказался погружаться на этом аппарате и его уволили. Это спасло ему жизнь.
Акванавт Пол Анри - друг Анатолия Сагалевича - рискнул и погиб.

В послужном списке Анатолия Михайловича более пятисот погружений. Он принимал участие в работах на затонувших подлодках «Комсомолец» и «Курск», погружался на дно Байкала почти на тысячу семьсот метров.

На дне самого глубокого озера в мире было совершено много научных открытий. Одно из главных - большие холмы метана в твердом виде. Это новый вид топлива, на который Япония планирует перейти после аварии на АЭС Фукусимы.

В одном из погружений на дно Байкала, членом экипажа в глубоководном аппарате стал Владимир Путин.




Сагалевич:
- Перед каждым погружением к «Титанику», Джим махал рукой экипажу судна «Академик Мстислав Келдыш» и говорил «поехали!» Почему именно «поехали»? - спрашиваю. Потому, что, как Гагарин - смеялся Кэмерон.

Но настоящим подводным Гагариным был и остаётся Анатолий Сагалевич.

работа, удивительное рядом

Previous post Next post
Up