Совершенно случайно увидел сегодня уникальную фотографию, которая сразу же привлекла мое внимание: меч самого Готфрида Бульонского в храме Гроба Господня. И где бы Вы думали я нашел эту фотографию? В Интернете? Нет! Ее сделала одна моя коллега по работе, которая совсем недавно побывала в Египте, Израиле и Иордании. Вот она, эта фотография:
Я прямо-таки ахнул, когда ее увидел. Сперва не поверил, потом начал вчитываться в надпись и разобрал там несколько слов, понятных мне и без перевода: "DE BOUILLION A JERUSALEM <...> DUC GODEFROID...". Если меч подлинный - это поистине реликвия...
Готфрид Булльонский - предводитель Первого Крестового похода, участвовавший в штурме Иерусалима вместе с Танкредом Тарентским и другими знатными рыцарями и принявший титул "защитника Гроба Господня" после взятия святого города. Вот несколько отрывков из "Истории Крестовых походов" Жозефа Мишо, где он пишет о Готфриде:
1. Характеристика Готфрида
Во главе христианских армий является сначала Готфрид Бульонский герцог Лотарингский, из рода графов Бульонских, происходящий по женской линии от Карла Великого. Очень еще юный, он успел уже отличиться на войне между папой и германским императором и в борьбе против папы, защищая дело антипапы Анаклета; но эта служба была признана святотатственной, и он должен был искупить свои преступные подвиги путешествием в Иерусалим.
По свидетельству летописцев, Готфрид соединял в себе мужество и добродетель героя с простотой отшельника; он обладал большой физической силой и отличался благоразумием, воздержанием и искренним благочестием. Глубокий ум придавал ему такое нравственное превосходство, которое прямо указывало в нем главного и настоящего предводителя крестового похода. По призыву герцога Лотарингского все высшее сословие французское и прирейнское предоставило свои богатства для снаряжения экспедиции.
2. Причина избрания Готфрида в наместники Иерусалима
В продолжение нескольких дней в Иерусалиме переменились обитатели, законы, вероисповедание. Латиняне немедленно позаботились о выборе царя, чтобы сохранить и поддержать свое завоевание. Собрался совет из князей. Между вождями, которым предстояло предложить царствование в Иерусалиме, особенно выдавались Готфрид, Роберт Фландрский, Роберт Нормандский, Раймунд Тулузский и Танкред. Роберт Фландрский задумывался о своем возвращении в Европу и довольствовался титулом сына св. Георгия, который он заслужил своими подвигами во время священной войны. Герцог Нормандский всегда выказывал более мужества, чем честолюбия. Что касается Танкреда, то он только и стремился к военной славе и титул рыцаря ставил гораздо выше, чем титул царя. Оставались Готфрид и Раймунд Тулузский. Последний, известный своим честолюбием и несокрушимой гордостью, не пользовался ни доверием, ни любовью пилигримов, так что все данные на избрание короля оказывались на стороне герцога Лотарингского.
Решено было, что избрание будет произведено советом из десяти самых представительных лиц духовного и военного звания. Этот совет, тщательно разузнав мнение войска о каждом из подлежащих избранию вождей, расспросив даже прислугу их и домашних, провозгласил Готфрида. Избрание герцога Лотарингского было встречено с живейшим сочувствием. Готфрид отказался от короны и знаков королевского достоинства, говоря, что он никогда не примет золотого венца в том городе, где на Спасителя мира был возложен терновый венец. Он удовольствовался скромным титулом барона и защитника Святого Гроба.
Готфрид Бульонский. Фреска. Giacomo Jaquerio. 1418-1430
То, что Готфрид отказался от коронования в Иерусалиме, все-таки очень позитивно его характеризует. И невольно вызывает к нему глубокое уважение. И недаром после его смерти он был захоронен в храме Гроба Господня. Насколько я понимаю, его гробница там не сохранилась - все было разрушено... Но зато, как видим, его меч находится там до сих пор...
Интересно и само имя Готфрида (см. подробнее
здесь)
Имя Годфруа - английская форма древнегерманского имени Godafrid (Годефрид), и, как и древнеанглийское имя Godfrith (Годфрис), означает «Мир Божий», базируясь на двух словах: “God” - Бог и “fried” - мир. Примечательно то, что слово «Иерусалим» также в переводе означает «Мир Божий».
Произношение god-free (годфрии)
В русском языке обычно имеется несколько произношений этого имени - Годфрид (Готфрид), Годфруа, Жофруа, Жофрэй. В других языках: французский - Godefroi (Годфрои); английский - Godfrey (Годфри); датский - Gottfried (Готфрид); немецкий - Gottfried (Готфрид); латынь - Godefridus (Годефридис); шотландский - Goraidh
В энциклопедии Брокагауза и Ефрона о Готфриде сообщается также следующее (подробрнее смотри
здесь):
Готфрид Бульонский - герцог Нижней Лотарингии, родился около 1060 г.; старший сын графа Евстафия II Бульонского и Иды, сестры Готфрида Горбатого, герцога Нижней Лотарингии, которому он и наследовал в управлении герцогством.
Предание делает его главным начальником первого Крестового похода, в который он отправился весной 1096 г. в сопровождении братьев Евстафия и Балдуина, передавши Бульон под залог еписк. Люттихскому для покрытия расходов по походу. Достигнув Константинополя, он после долгого сопротивления принес имп. Алексею Комнену ленную присягу и обещал передать ему все города, которые удастся отнять у неверных, с тем чтобы тот обязался, в свою очередь, снабжать войско крестоносцев припасами.
В апреле 1097 г. Готфрид переправился в Малую Азию. В завоевании Никеи и в большой победе при Дорилеуме (1 июля 1097 г.) Г. принимал участие, но, судя по рассказам участников самого крестового похода - Раймунда Ажильского, Фульшера Шартрского и рыцаря, написавшего "Gesta Francorum", - он отнюдь не пользовался еще тогда тем преобладающим влиянием, какое приписывает ему предание, и уступал по значению Боэмунду Тарентскому и Раймунду Тулузскому. Только тогда, когда крестоносцы из Антиохии двинулись к Иерусалиму, к Готфриду начинает переходить руководящая роль, в особенности по тому, что идея крестового похода сохраняется у него в наиболее чистом виде; так, напр., он заодно с войском высказался против остановки ради завоевания Триполиса для Раймунда Тулузского и торопил крестоносцев к Иерусалиму.
Одним из первых он проник в Иерусалим и не хуже Танкреда проливал кровь сарацин. Однако когда дело дошло до выбора короля, то корона была предложена не ему, а Раймунду Тулузскому. Раймунд объявил, что никогда не будет носить земной короны в Св. земле. Выбор пал тогда на Г. Но и благочестивый герцог не хотел носить короны там, где Христос был коронован терновым венцом, а довольствовался титулом заступника Гроба Господня.
Когда егип. султан узнал, что трехсоттысячное войско крестоносцев, взявшее Антиохию, уменьшилось до 20 тыс., он двинулся против них с войском в 400 тыс. человек. Г. напал на него в долине Аскалона, и победа, которую он здесь одержал, отдала всю Обетованную землю (за исключением немногих городов) в его власть. Он поставил патриарха, основал два соборных капитула, выстроил монастырь в долине Иосафата и всячески поддерживал притязания духовенства: даже Иерусалим он принял в лен от патриарха (1100).
Организовать государство ему не пришлось; 18 июля 1100 г. он умер, и тело его было погребено рядом с гробом Спасителя.