Этой зимой из Москвы позвонила подруга и спросила, смотрю ли я Молодого папу. "У нас вся Москва на ушах. Это нечто! Смотри обязательно!" Но у меня как-то все не доходили руки, что-то мешало.
Через какое-то время я заметила, что и правда, культурная элита Москвы стоит на ушах. От Молодого папы покатилась отдельная волна: восторженные рецензии, серьезные разборы на страницах солидных изданий.
Серия постов авторитетного
dolboeb, посвященных этому фильму, где автор восторженно называет его лучшим сериалом всех времен и народов, время, отданное просмотру, определяет как 10 часов чистейшего счастья, и подробнейшим образом анализирует видеоряд фильма.
Каждую просмотренную серию пересказывает у себя в журнале
limonov-eduard.
Отец Всеволод Чаплин пишет по этому поводу развернутую
статью.
На Прямой речи (это популярный московский лекторий с входным билетом 1000 -1500 руб.) читаются разъяснительные лекции о саундтреке сериала (музыковед Павлел Сурков), об исторических смыслах фильма (историк Тамара Эйдельман) и о всяческих других смыслах (Дмитрий Быков).
И уже на этом поле фанатов и приверженцев сериала разыгрываются свои интриги. И за этим тоже интересно наблюдать.
Например, провокативное заявление писателя Быкова, что сериал слабый. Ну да, так мы и поверили! Заявив такое, он тут же начинает рассуждать о сериале, как о знамении Божьем, возвещающем не то о неких общечеловеческие катаклизмах, заставящих мир вернуться к Богу, не то о новом повороте в истории христианства, собирающегося в поход против воинствующего исламизма.
При этом фильм уже вписался в досуг культурной элиты как волнующий квест, хитрая головоломка, где имеет далеко идущий смысл любое живописное полотно, мелькнувшее в кадре, любая фраза в песне за кадром и любой сюжетный ход.
Каких только хитроумных параллелей не повесили на режиссера культурологически подкованные зрители!Тут и Гарри Поттер, тут и Евангелие и много еще чего! Количество скрытых намеков, аллюзий, прозрений и напоминаний прямо параллельно культурно-исторической эрудиции смотрящего.
В общем, наблюдение за наблюдающими ценителями этого сериала - отдельное развлечение и пища для ума.
Фактическая информация о фильме такова. Это совместный проект итальянских, испанских и французских киностудий, и первый опыт в жанре сериала крупного итальянского режиссера Паоло Соррентино. Фильм снимался три года, был показан на ведущих телеканалах мира осенью 2016 года. В нем 10 серий, и планируется снимать второй сезон.
Для тех, кто не смотрел и планирует это сделать, советую все же немного подготовиться. Думаю, что достаточно будет почитать вот эту
статью по живописному ряду фильма или
пост Антона Носика в его журнале.
По крайней мере, тогда вы сразу сообразите, что к чему, когда будете смотреть эффектную заставку к каждой (почти) серии: шагающий молодой (относительно, ему 47) и красивый папа мимо ряда живописных полотен на стене. Это не просто полотна, этот как бы конспект жизни этого папы.
А маленькая комета, летящая через эти полотна и врезающегося в скульптуру папы Иоанна Павла Второго - это метафора, выражающая цель появления в Ватикане этого самого молодого папы: разрушить до основания, а затем воссоздать в новом облике католическую церковь. И, кстати, папа Иоанн с метеоритом в боку, оказывается - тоже реально существующая инсталляция Маурицио Каттелана.
Так что закручено там с самого начала.
Вот эти титры под музыку Боба Дилана:
Click to view
Вам будет их не хватать, когда вы досмотрите десятую серию)
Чтобы не разворачивать этот пост в длинный повествовательный сериал, кратко выскажу свои впечатления.
Фильм значительный хотя бы потому, что значительна его тема. А она о поисках Бога и не кем-то, в самого папы Римского, и пути католической церкви.
Интересно также заглянуть в мир Ватикана, который сначала выглядит как элитный дом престарелых, а потом раскрывается в ракурсе человеческих типов и судеб.
Великолепный (даже избыточно) видеоряд. Отточенность каждого кадра, хоть в рамку вставляй. Напоминает клип во многих моментах.
На пять с плюсом сыграл роль папы Джуд Лоу, за исключением тех неловких гиперэмоциональных мест, в которые его загоняет режиссер.
Парадоксальность как главный прием Соррентино немного навязчив. Кардинал в футбольной форме, монашенки, гоняющие мяч, папа, облачающийся в торжественный церемониальный наряд под звуки песни Sexy And I Know It, и задающий себе вопрос, а есть ли Бог?
Много юмора, но и много длинных многозначительных диалогов, в которых зритель, по всей видимости, должен мотать на ус каждое сказанное слово.
Очень интересный образ папы немного подмочен итальянским santimento на тему его комплекса сиротства.
Поначалу все это одновременно ласкает взор и несколько коробит слух. Примерно к шестой серии становится все увлекательнее, и кажется, что вернулись старые добрые времена незабвенного комиссара Каттани: и плотная итальянская атмосфера, и драматизма с избытком, и детективная интрига есть, и любви много.
Но финал растекается в длинный морализаторский хэппиэнд. Папа, как трудный подросток, наконец, становится на путь христианской любви и все плачут от восторга.
Не знаю даже, с какой нитки авторы сериала собираются раскручивать второй сезон.
Я согласна с тем, что это главный сериал 2016 года. Он очень емкий, хотя и не производит впечатление безоговорочного шедевра.
Признаюсь, я пересмотрела его дважды, он тянет к себе своей многозначностью и картинками Рима, а у меня это все еще больное место после осенних римских каникул.
Поставлю ему минус только из-за патриотических чувств. Наш православный лидер там появляется под Калинку-Малинку, тупо скребет в бороде и уходит, не произнеся ни слова под издевательским взглядом молодого папы.
Саундтрек к фильму огромен (84 номера), очень важен, но ненавязчив. Он часто работает на парадоксе. Старая добрая итальянская эстрада в интерьере папских покоев дает фильму третье измерение. Леле Марчителли - композитор фильма, написал музыку, достойную того, чтобы слушать ее отдельно от фильма. Какой только музыки там нет! И каждый фрагмент идеально попадает в суть ситуации.
Не могу не сказать о двух поразительных сценах, которые хотелось смотреть на бис: диалог с папы с итальянским премьер-министром, и танец премьера Гренландии в пустынном покое Ватикана под звуки песенки Нада)
Click to view
Этот сериал надо посмотреть. Так что, рекомендую!
PS Забыла написать про самую главную интригу. Молодой папа в фильме - святой.