Розовый павильон (павильон "Озерки") в луговом парке Петергофа

Apr 06, 2011 18:41




В 1845-1848 годах А. Штакеншнейдер построил в луговом парке Петергофа Розовый, или Озерковый павильон (павильон «Озерки»). Здание располагалось на дамбе, почти окружённой тремя водоёмами: “Сампсоневским” бассейном, Большим круглым и Мельничным прудами, соединёнными между собой.
Как и павильон Царицына острова, эта постройка была искусно оформлена в стиле древнеримских вилл.


По сторонам террасы возвышались две большие бронзовые вазы - кратеры с рельефными изображениями вакхического танца, изготовленные на заводе герцога Лейхтенбергского. Слева от него был огромный пьедестал, от которого сейчас остались только гранитные плиты, а раньше на нем стояла колоссальная бронзовая аллегорическая копия ватиканской скульптуры Нила. Копия была сделана в Петербурге, в мастерской Гамбургера, по модели, присланной Папой ПиемIX в дар Николаю Первому.


От небольшой полуротонды спускалась красивая лестница, по уступам которой стояли вазы и два бронзовых кентавра. Перед лестницей был разбит газон, на нем мраморная статуя Психеи. Через протоку, соединяющую два пруда, был перекинут мост, украшенный галереей из каменных столбов, перевитых вьющимися растениями. под обрывом, у небольшого водоската, среди кустов стояла мраморная купальщица. По краям решетки на запруде, перегораживающей в этом месте бассейн, находились два мраморных тритона на дельфинах и прекрасная мраморная копия Паллады Джустиниани. Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырёхгранные столбы с изображением голов наверху) из серого гранита, выполненные скульптором А. Теребеневым. Портик закрывался плющом, и внутри него, в зелёном полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи “Спящая нимфа”. (сейчас ее можно увидеть на террасе Царицыного павильона в Колонистском парке Петергофа)


Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трёхэтажная башня с открытой террасой наверху. Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения.
Все типичные черты штакеншнейдеровского стиля здесь выражены очень ярко. В плане и отделке видны боязнь симметрии и стремление к живописности. Неизменная башня с открытой террасой, галерея, лоджии, трельяжи, ниши: И снаружи и внутри павильон был отделан роскошно.


Каждый фасад Розового павильона отличался от остальных, все они были различны.
Венчающая павильон трехэтажная башенка с открытой террасой еще более усиливала асимметрию. Кроме этого башенка играла роль своеобразного ориентира парка, а терраса выполняла функцию смотровой площадки.
Внутри павильона помещался большой зал, роскошно отделанный в помпейском вкусе, кабинет и гостиная императрицы,особенно удачна роспись залы с превосходными по рисунку и тону медальонами во фризе. Из числа находившихся в павильоне предметов следует упомянуть круглый столик с фарфоровой столешницей, на которой живописью изображены мотивы Лоджий Рафаэля, копии эрмитажных, и бронзовые канделябры в античном стиле, украшенные ящерицами, ползущими по стержню. Отличались изяществом фарфоровые вазы, расписанные красным рисунком по черному полю в стиле греческих гончарных изделий, и такой же письменный прибор.


Из комнат лестница вела на башню, а затем на верхнюю террасу, откуда открывался прекрасный вид на окрестности. Ведь павильон построен на перешейке между тремя озерами, отчего и получил свое второе название- «Озерки».
11 июля 1851 года, в день тезоименитства Ольги Николаевны , королевы Вюртембергской, здесь, у Розового павильона, был устроен блестящий праздник, затмивший все праздники подобного рода и заслуживший себе историческую известность. В этот день был иллюминирован не только, как обычно, Нижний парк Петергофа, но и Колонистский и Луговой парки.


Среди этой пятиверстной иллюминации особенно ярко выделялся павильон «Озерки», озаренный тысячами цветных огней. Здесь на построенной у южного фасада павильона открытой сцене, на уровне воды, был исполнен балет «Наяда и рыбак», поставленный специально для этого случая балетмейстером Перро. Балет был поразительно эффектен: наяды подплывали по озеру к сцене в небольших лодках, устроенных в виде раковин; декорациями служили вековые деревья. Довершала картину всплывшая на небосклон во время представления луна.
В годы войны Розовый павильон был разрушен.
kezling.ru/reports/meadow-park/ так сейчас выглядит луговой парк

дворцы, иллюстрации, интерьер, 19 век, архитектура, романтичные места, былой Петербург, Штакеншнейдер, Петергоф, старый парк, старые фотографии

Previous post Next post
Up