Рождественские балы в начале 20века устраивались на самые разные темы: розовый бал, бал пудренных париков или игральных карт. При этом каждому балу соответствовал свой наряд.
На масленицу в конце января 1914г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке для своих племянниц грандиозный костюмированный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»
Бал стал одним из наиболее известных, в том числе и из-за своего художественного оформления, для которого Бакст выполнил несколько эскизов костюмов. Возможно, ему также принадлежала и общая идея бала или что он, по крайней мере, давал рекомендации по устройству его художественной части. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, П. А. Ольденбургский, известные петербургские красавицы княгиня O.K. Орлова и Е.П. Олив, жена британского посла Быокенена с дочерью и другие знаменитисти. Из мужчин были: принц Александр Баттенбергский, несколько молодых секретарей английского посольства, офицеры Кавалергардского и Конногвардейского полков, много красивой молодежи...
Так ,например Ольга Валериановна Палей на этом балу с удивлением услышала от многих, что её сын здесь -самый привлекательный, что он похож на «очаровательного принца, о котором мечтают девушки в волшебных сказках».
Описания этого бала опубликовали едва ли не все крупные газеты и журналы «светской жизни». Вот лить некоторые из отзывов: «...Этот сказочный праздник останется надолго в памяти у всех. Своею фантастичностью, художественностью затейливых выдумок он обличал редкий артистический вкус его устроителей, желавших победить шаблон и тусклость современных мод. Некоторые из дам были в декадентских костюмах. Наряду с разрисованными плечами и оригинальным стилем Бакста, можно было любоваться венецианской пышностью и негою восточных красок» (Mister Perm 1914).
М.Э.Дерфельден (урожд.Пистолькорс) в египетском костюме
Сам порядок бала следовал уже заведенному образцу, один в один напоминавшему знаменитые дивертисменты балетов Мариуса Пети-па: его открывало общее костюмированное шествие, затем следовали специально поставленные характерные танцы, в которых участвовали избранные лица из приглашенных, заранее готовившие свои выступления.
Бал у графини Клейнмихель современники назвали «восточным», так же называлось и шествие, а в числе танцев были: восточная кадриль, чардаш, египетский, кавказские танцы, менуэт и гопак, или малороссийская кадриль.
Но кроме программы, включавшей необычные танцы, всеобщее внимание привлекали главным образом фантастические костюмы, исполненные по эскизам Бакста и, в ряде случаев, под его непосредственным руководством.
Поскольку главная идея бала была показать роскошь Востока, то и костюмы были ей под стать. «Очень стилен был египетский костюм М.Э. Дерфельден, рожд. Пистелькорс, в стиле Бакста», - отмечали газетные хроникеры (Mister Perm 1914). Они же особо выделяли зеленый парик Габриэле д' Аннунцио и красные фраки самого художника и князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова.
М.Э. Дерфельден и М. П. Лазарев в египетских костюмах
По эскизам Бакста было выполнено несколько костюмов для этого бала. Описания этих костюмов сохранились в той же газетной хронике:
«Исключительный по великолепию и по оригинальности костюм из бархата и шелка pur Bakst style г-жи Ел. Пав. Олив из сочетаний черно-синего бархата, отделанного крупнейшими сапфирами и необыкновенными изумрудами, зеленого шелка, расписанных серебряными орнаментами. Вся прическа из синих волос цвета кобальта, отделанная пышными страусовыми перьями зеленого, лилового и синего цвета, с серебряной подвязкой, засыпанной настоящим жемчугом и драгоценностями.
Нежно-синие локоны обрамляли лицо в стиле мадам Рекамье, длинные зеленые перчатки, цвета веронез с бриллиантовой ящерицей, ползущей по перчатке. На верхней части руки написаны Бакстом две зеленые розы. Все платье буквально залито бриллиантами и изумрудами, сверкавшими на разрезе синего бархатного волана, из-под которого видна очень широкая серебряная юбка. Туалет дополняли серебряные башмачки с talon Bakst, украшенные бриллиантами, и зеленые шелковые чулки» (Mister Perm 1914).
По эскизу Бакста также был сшит и костюм для княгини Н.П. Горчаковой, которая была «к оригинальном серебряном с белым индийском костюме... с вставками из золота и серебра, изображающими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом blue persan с оригинальными наплечниками из лебяжьего пуха, на голове индийская чалма ослепительно белая и легкая с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и серебряные кисти и бульонэ также по Баксту дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма», и платье жены известного миллионера-сахарозаводчика В.А. Харитоненко: «Г-жа Харитонен-ко была в персидском костюме XV в. из черного бархата с зеленым, с золотыми панталонами и широким золотым поясом Высокий белый тюрбан и выпускные белые рукава плиссе дополняли характер этого очень строгого по стилю костюма, сделанного в Париже у Луаре по рисунку Бакста» (Mister Perm 1914).
Самой известной заказчицей Бакста была княгиня O.K. Орлова:
«Для княгини O.K. Орловой художник Л.С. Бакст сделал рисунок замечательного туалета из сочетаний ярко-красною бархата rouge capucine с оксидированным серебром в фантастическом индийско-арабском стиле avec dec incidents modernizes, с трепом и восточными панталонами.
Весь орнамент и детали, сочиненные художником, расписаны по его указаниям Пуаре в Париже.
На голове - высокий тюрбан из серого с серебряным муслином ге-hausse, завитыми петушиными перьями цвета "капюсин" и серебряными эспри. На ногах - расшитые серебром восточные туфли.
Все платье отделано бульонэ в стиле, введенном Бакстом в Париже. На корсаже подвес из замечательных бриллиантов. Вокруг шеи и тюрбана красовались нити крупного жемчуга, обрамлявшего лицо a I'oriental» (Mister Penn 1914). Графиня вспоминает в своих мемуарах: «Была устроена кадриль, в которой участвовали племянницы хозяйки дома, а также княжна Кантакузен, внучка великого князя Николая Николаевича- старшего, верховного главнокомандующего в русско-турецкой кампании семидесятых годов, и ее сестра; затем был исполнен классический менуэт под музыку Моцарта. Известная своим умением танцевать графиня Марианна Зарнекау, дочь графини Палей, исполнила египетский танец с морским офицером Владимиром Лазаревым. Баронесса Врангель, урожденная Гуэн, ее подруга и Охотникова, сестра красивой графини Игнатьевой, ныне супруги генерала Половцова, танцевали имевший огромный успех венгерский танец; партнерами были два отменных танцора- граф Роман Подони и Жак дес-Лалайг. Князь Константин Багратион, зять великого князя Константина Константиновича, исполнил кавказские танцы, а княжна Кочубей и брат ее Виктор, граф Мусин-Пушкин и Григорий Шебеко, сын нашего посла в Вене, танцевали малороссийскую кадриль. Наконец великая княгиня Виктория Федоровна, супруга вел.князя Кирилла Владимировича вместе с вел.князем Борисом Владимировичем стали во главе восточной кадрили».
Бал омрачился одним событием. Графиня отказала в приглашении известному "светскому льву" и скандалисту Павлу Владимировичу Родзянко, брату председателя Государственной Думы. Она опасалась, что Родзянко рвется на бал , чтобы оскорбить кн. Константина Багратиона, с которым у него уже были столкновения, либо просто устроит скандал, пребывая в обычном для него полупьяном состоянии. За это Родзянко публично обещал ей отомстить и «заставить проливать кровавые слезы». ( Павел Владимирович затаил обиду и отомстил Клейнмихель довольно оригинальным способом. Когда началась Первая мировая война, он обзвонил редакции всех петербургских газет и сообщил, что графиня Клейнмихель арестована и повешена за то, что она передала в Берлин "в коробке от шоколада" план мобилизации русской армии. И некоторые газеты сообщение напечатали. По городу уже ходили слухи, что Мария Эдуардовна держалась на допросе мужественно и смерть приняла достойно, когда столичные обыватели с изумлением увидели графиню Клейнмихель , спокойно появляющуюся в публичных местах.)
«Было много очень красивых костюмов "по Баксту", и общие их силуэты были строго античны. В общем это был небывалый бал по красоте и оригинальности костюмов. Он не был балом пестрых париков, а скорее замечательных костюмов», - таков был вывод светского хроникера (Mister Penn 1914). По свидетельству хозяйки бала М.Э. Клейнмихель, число желающих попасть к ней дом и хотя бы краем глаза увидеть это незабываемое зрелище было невероятно велико, так что ей пришлось отказывать в приглашении лаже весьма знатным и влиятельным лицам. Чтобы удовлетворить любопытных, тот же бал в тех же костюмах был повторен на следующий день у супруги великого князя Владимира Александровича.