Мариинский дворец

Feb 04, 2011 14:24



Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в СанктПетербурге.Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года.( Бюст архитектора находился во дворце и был сразу поставлен владельцами в благодарность за постройку.)



Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе.


Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла.


Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Пересекаться они стали в Ротонде. Её продолжал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. Из Квадратного зала раньше можно было попасть в большой двухъярусный зимний сад, завершавший центральную парадную анфиладу. Он стал одной из главных достопримечательностей Мариинского дворца. Здесь круглый год зеленели тропические растения, журчала вода в изящных фонтанах.


Сад с широкими арками на пилонах и восемью колоннами украшали бюсты, расположенные в нишах, и нарядная мраморная лестница с ажурной решеткой перил. На нижнем ярусе бил высокий фонтан, брызги которого падали на мраморный мозаичный пол, высота струи которого достигала 8 метров.. Еще один фонтан напоминал «фонтан слез» из Павильонного зала в Зимнем дворце. Вода в нем падала тонкими струйками, переливаясь из одной раковины в другую . Слева от Ротонда находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней - Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже.




Жилые покои размещались в правом крыле здания. Комнаты Марии Николаевны начинались Приёмной залой, продолжались Гостиной (Кабинетом), Спальней, Будуаром, Туалетной, Овальным (Угловым) кабинетом.
Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная, Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена - родины Максимилиана.

После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца.



На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей.


Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля - Гофмейстерском и Офицерском.


Балы в Мариинском дворце блистали великолепием. Особенностью этих балов,поражавших воображение современников, было присутствие среди приглашенных профессоров академии наук и академии художеств и офицеров Горного инженерного корпуса.


общество Мариинского дворца отличалось серьезными интересами. Профессоров приглашали во дворец не только на балы, но и для чтения лекций.


Во дворце давали балы и маскарады, проходили благотворительные базары, рождественские елки, ставили любительские спектакли.

Но чаще всего устраивали живые картины, охотно играли в secr' etaire ,что требовало юмора и гибкого ума, часто принимали лиц высшего света, науки и искусства. В концертном зале дворца выступали как профессиональные певцы и виртуозы-музыканты, так и талантливые любители аристократы.

Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.

В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. Часть усадебных строений в саду было передано Военному министерству, разместившему в них 3-й батальон лейб-гвардии Стрелкового Финского полка. Торжественное освящение дворца как центра российской государственности состоялось 11 февраля 1885 года.


В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.

С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга Как писал Д.Лихачев «С дворцом вместе возникает ощущение великого города с его трагической судьбой. Нет сомнения, что он переживет всех нас и в будущем останется таким же загадочным хранителем тайн истории, которые еще предстоит разгадать историкам, каким мы ощущаем его сегодня…»

Среди бессмертных шедевров архитектуры Санкт-Петербурга Мариинский дворец занимает видное место. Образец гармонии и красоты, он воскрешает память о прежних владельцах.

дворцы, 19 век, архитектура, былой Петербург, музыка, великая княгиня Мария Николаевна, Штакеншнейдер, Петербург, старые фотографии, иллюстрации, живопись, интерьер, Поэзия, вальс, портрет, Лейхтенбергские, романтичные места, Романовы, балы, настроенческое

Previous post Next post
Up