Ново-Михайловский дворец в старых фотографиях

Jan 19, 2011 14:28



Есть в старых зданиях таинственная прелесть,
Изысканная грусть, щемящая печаль,
Теней минувшего в нем будто слышен шелест,
И звук угаснувший еще не отзвучал.


В 1710-х годах на этом участке Дворцовой набережной стояли дома управляющего Монастырским приказом графа И. А. Мусина-Пушкина и генерал-фельдмаршала князя В. В. Долгорукова. В середине XVIII века участком владели генерал-поручик М. Я. Волков, генерал-аншеф А. И. Ушаков. При владении участком князем А. М. Черкасским его дочь Варвара вышла замуж за графа П. Б. Шереметева. В 1748 году земля перешла Шереметевым. К началу XIX века здесь расположился каменный дом "на 84 покоя".

Впоследствии дом Шереметевых и соседние здания банкира Ливио и Городского ведомства были приобретены Департаментом уделов. Он расположился здесь к 1800-м годам. Перестройка зданий была осуществлена по проекту Воронихина. Здесь появились апартаменты для приёма приезжающих в Санкт-Петербург особо важных персон. Внутреннее убранство здания Департамента уделов отличались богатством. Только на меблировку помещений было потрачено 114 000 рублей. Дворовые флигели были заняты типографией, архивом и землемерным училищем.


После свадьбы 18 августа 1857 года великого князя Михаила Николаевича и принцессы Цецилии-Августы Баденской (Ольги Фёдоровны) стало необходимым создать официальную резиденцию для новой великокняжеской семьи. Её было решено построить именно здесь - на берегу Невы, напротив Петропавловской крепости. 20 июля 1857 года состоялась торжественная закладка Ново-Михайловского дворца. Автором проекта стал архитектор А.И. Штакеншнейдер.


Для постройки Ново-Михайловского дворца кроме здания Департамента уделов были приобретены соседний дом княгини Н. С. Голицыной и дом О. А. Зубовой, располагавшийся между миллионной улицей и рекой Мойкой. Впоследствии дом княгини был полностью разобран, а стены здания Департамента уделов были использованы для строительства дворца. Общая стоимость всех работ составила 993 525 рублей. Дворец стал одним из первых зданий в Санкт-Петербурге, при строительстве которого использовались металлические балки и стропила.


Ново-Михайловский дворец был торжественно освящён 9 декабря 1861 года. Приставка "ново" стала говорить об его отличии от "старого"  Михайловского дворца.



Парадный вход Ново-Михайловского дворца через Главный вестибюль и Парадную лестницу вёл на второй этаж к анфиладе парадных помещений. Здесь располагались двусветные Банкетный, Танцевальный, Зелёный залы, а также Гостиные, Приёмная и Дубовая столовая. На первом этаже находились жилые помещения и личные комнаты великокняжеской семьи.


Среди них: Кабинет, Будуар, Ванная комната, Баня. На третьем этаже была создана домовая церковь во имя архангела Михаила. Под ней на уровне первого и второго этажей был Зимний сад.


В отделке главного фасада Ново-Михайловского дворца, выходящего на Неву, использованы архитектурные формы барокко и ренессанса.  Главный фасад акцентирован портиком и украшен на уровне второго этажа каниллированными колоннами коринфского ордера, выполненных из каррарского мрамора.


Дворец также украшают декоративные скульптуры из терракота работы известного скульптора Д.И. Иенсена. Коринфские колонны завершены кариатидами.


Другой фасад дворца, обращенный на Миллионную улицу, более скромен - здесь находились квартиры придворных и служащих. В этом различии фасадов проявляется свойственное эклектике стремление создавать взаимосвязь между функцией здания (или его частей) и его архитектурным обликом.


Многие интерьеры Ново-Михайловского дворца сохранились до наших дней и представляют значительный художественный и исторический дворец.


Парадные залы дворца отличаются роскошной отделкой, особенно примечательны вестибюль главной лестницы и танцевальный зал.


В целом, архитектурный облик дворца и его внутренние интерьеры оставляет впечатление пышности и богатства.



Дом Зубовой был приспособлен для проживания служащих великокняжеской резиденции. На Миллионную улицу вышел фасад Шталмейстерского корпуса. Через его арку можно было попасть в построенный в 1877 году Манеж, располагавшийся в центре участка. В 1889 году Ново-Михайловский дворец было оснащён электричеством.


В декабре 1862 года великий князь Михаил Николаевич был назначен наместником на Кавказ, куда он и уехал на почти двадцать лет. Александром III он был поставлен на должность председателя Государственного совета. В 1905 году Михаил Николаевич уже не мог занимать этот пост. К этому времени великий князь вновь поселился в Ново-Михайловском дворце.


В последние годы жизни великий князь любил сидеть у окна первого этажа и был очень доволен когда прохожие его замечали и отдавали честь.


После смерти Михаила Николаевича в 1909 году в Ново-Михайловском дворце был создан музей, где проходили выставки предметов, связанных с жизнью великого князя.


Экспозиции заняли четыре зала. В бывшей Приёмной устроили "Общий зал", где выставили портреты и портретные группы сподвижников великого князя. Здесь же находились коллекция оружия, макетов и фотографий крепостей, рукописи и служебные документы великого князя.


В "Зале личной жизни" можно было увидеть святые иконы, ордена и регалии, среди которых был и фельдмаршальский жезл. На стенах висели портреты, а в витринах - личные документы, детские учебные тетради. Кабинет был оставлен в первозданном виде. В "Зале последних дней жизни" были представлены вещи, связанные с болезнью и смертью Михаила Николаевича.


Следующим и последним владельцем Ново-Михайловского дворца стал старший сын Михаила Николаевича - великий князь Николай Михайлович, который позже был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.


После 1917 года некоторые помещения Ново-Михайловского дворца занимало Петроградское отделение Коммунистической академии. В 1930 году здесь разместился Институт востоковедения. В 1951 году его почти полностью перевели в Москву. С 1956 года в Ново-Михайловском дворце работает его отделение, с 1991 - филиал института. В настоящее время здесь располагаются Институт истории материальной культуры, Институт востоковедения и Институт проблем электрофизики.












дворцы, 19 век, второе рококо, архитектура, былой Петербург, музыка, Штакеншнейдер, Петербург, старые фотографии, иллюстрации, интерьер, вальс, Поэзия, эпоха модерн, Романовы, настроенческое

Previous post Next post
Up