Веер - непременный спутник каждой дамы на балу.
Пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра,черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера - из бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата лайки. Веер иногда украшали росписью, драгоценными камнями.
На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые выполняли роль любовных посланий.
Именно в эпоху ампир у веера появилось кольцо, к которому крепился шелковый шнур с кистью для ношения на запястье. Дама могла теперь свободно манипулировать веером, не боясь его выронить.
Если дворянка быстро закрывала веер и держала его между сложенными руками, то это означало огорчение. Желание танцевать на балу выражали резким и быстрым движением открытого веера к себе.
Презрение к кому-либо означало внезапное движение открытого веера вниз на запястье. Закрытый веер, повешенный на правой руке, означал конец разговора.
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был и мужчина.
В XIX столетии установились правила, по которым «для балов, при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев»
Перчатки делали из шелка, кружева и лайки. Лучшие сорта лайки производили из кожи козлят, худшие - ягнят. Лайка имела способность растягиваться, поэтому перчатки идеально облегали руку. Натягивали их с помощью специальных деревянных ножниц - распяла - и застегивали специальным крючком на множество пуговиц и кнопок.
При открытых платьях носили длинные перчатки выше локтя, а при закрытых - маленькие. В торжественных случаях всегда надевали белые перчатки, в других случаях - в тон платья.
Верхом неприличия считалось надевать перчатки на улице. Снимали их только для игры на музыкальном инструменте, для еды и в церкви.
Танцевать без перчаток считалось неприличным, подать голую руку кавалеру в танце было просто скандалом.
Перчаткой пользовались, как и веером, для общения с партнером. Если дама нечаянно роняла перчатку, это означало согласие. В противном случае перчатку теребили рукой.
Спущенная до половины левой руки перчатка означала равнодушие. Свою ненависть дама показывала вывернутой наизнанку перчаткой. Досаду показывали ударом по руке перчаткой. Разглаживание перчатки на руке означало желание быть рядом.
Если перчаткой ударяли по левому плечу, тем самым давали надежду или обращались с просьбой остаться в обществе. Желание танцевать выражали так: брали перчатку за кончики пальцев и манили партнера. Прощение - приложение перчатки с правой руки к сердцу.
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали женщинам, приходившим в гости, снимать перчатки только за столом, а в митенках можно было оставаться в течение всего вечера. Если хозяйка дома принимает гостей в вечернем платье, она должна быть в кружевных митенках. Браслеты полагалось носить поверх перчаток, а кольца - при митенках. Летом обычно надевали кружевные, тюлевые или филейной работы перчатки и митенки.
Мужчинам к фраку полагалось носить белые или светло-желтые перчатки. Они должны быть идеально чистыми, плотно обтягивать руку и не лосниться. Перчаткам уделялось столько внимания, что Бальзак посвятил им небольшое эссе "Изучение нравов общества по перчаткам". Сюжет его таков: дама, рассматривая перчатки своих гостей, определяет их характер, образ жизни, привычки.
Помимо основного предназначения быть частью одежды, перчатки стали элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль. Надевать перчатки можно было только дома, так как делать это на улице, так же как и завязывать ленты шляпы, считалось верхом неприличия. По сути дела, без перчаток ни женщины, ни мужчины не выходили из дому в течение всего дня.
Особые правила существовали при посещении церкви. Входя в православный храм, необходимо было осенить себя крестным знамением. При этом непременно снимали перчатку с правой руки. Это правило распространялось на мужчин и женщин без исключения. Во время обряда венчания правая рука брачующихся оставалась без перчатки.
Цвет перчаток зависел от костюма и ситуации. Так, к трауру полагались только черные перчатки. Для визитов - в тон костюму.
Белые перчатки носили лишь в особенных случаях (речь идет главным образом о лайковых перчатках) - таких, как свадьба, причастие, бал, большой вечер или посещение театра (белые перчатки в театре были обязательны для женщин, занимавших ложу).
При других обстоятельствах цвет перчаток зависел от костюма у женщин и от ситуации (клуб, визит, охота, прогулка и т.д.) у мужчин. Охотничьи перчатки чаще всего выделывались из желтой кожи. В начале дня надевали более светлые перчатки, а темные - вечером и т.д.
Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма как для дамы, так и для кавалера. Основными материалами из которых изготавливали перчатки были - лайка, замша, кожа, кружево, бархат, парча. Перчатки иногда украшались вышивкой и драгоценными камнями. Мужчины их подбирали под цвет фрака, а дамы предпочитали печатки светлых тонов.
Согласно бальному этикету, дамы появлялись в длинных белых шёлковых перчатках выше локтя, кавалеры - в замшевых перчатках, если они были одеты в военную форму, и в лайковых, если были в штатском.
Перчатки необходимо было одевать дома и не снимать в течение всего вечера.
Касаться друг друга обнажёнными руками считалось недопустимым.
Оголять руки позволялось во время ужина и за карточным столом.Кольца и браслеты могли одеваться и на перчатку в тех случаях, когда без нарядных перчаток нельзя было обойтись, например, на балу или торжественном приеме.
Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу.
Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. (но вполне допустимо)