В 1900-е годы в мир моды пришли новые символы роскоши, часто связанные с миром искусства и театра. В Петербурге и Москве появились свои, отечественные звезды сцены, за туалетами которых публика пристально следила, наряды и драгоценности которых обсуждались в прессе. Такими звездами стали актрисы Вера Комиссаржевская, Виктория Кавецкая, Бетти Стоян и другие. Им подражали, их боготворили. Одной из див петербургской сцены была актриса Мичурина, парижские туалеты которой, а еще больше их стоимость, очень будоражили бульварную прессу. В России все большей популярностью и славой пользовался Дом моды Надежды Петровны Ламановой. Ее супруг Каютов был попечителем нескольких обществ и директором московского отделения страхового общества «Россия». Ламанова поставляла платья ко двору, к ней же шли крупные заказчицы из среды буржуазии и артистического мира. Знаменитая русская трагическая актриса Мария Ермолова позировала в платье от Ламановой для портрета Серова. Но самым знаменитым произведением Надежды Петровны были «боярские» костюмы во вкусе допетровской эпохи, сделанные в 1903 году к придворному балу в Зимнем дворце.
Также в Петербурге был очень известен дом французскоподданных создателей моды «Бризак». С высочайшего позволения императрицы им было разрешено брать и частные заказы, непосредственно ко двору отношения не имевшие. Среди именитых заказчиц дома «Бризак» были великолепная исполнительница русского романса Анастасия Вяльцева и великая балерина Анна Павлова. Чаще всего уделом рафинированной аристократической модницы в России 1900-х была прекрасная, поэтическая, но праздная жизнь. Неудивительно, что виртуозность в исполнении бальных и вечерних платьев в 1900-е годы не знала предела. Эти умопомрачительные туалеты создавали из женщин образы ночных бабочек, феерических стрекоз, воздушных ангелов и неземных созданий, лишь на мгновение опустившихся на землю, чтобы станцевать круг вальса с влюбленным по уши кавалером. Не будет ошибкой сказать, что за всю историю моды не было еще периода, когда над одним платьем трудились бы так долго и так много рук. Легкая ткань при этом так искусно расшивалась тесьмой, блестками, инкрустировалась кружевом разных сортов и толщины, что создавался невероятно живописный, ни с чем не сравнимый силуэт женщины-нимфы. Для придания особого артистизма вечерние платья часто расписывали от руки акварелью или темперой. Русская дама начала XX века высоко ценила так же сочетание кружева и меха, бархатные аппликации но тюлю, стальные пайеткис бисеринками...
При безусловном доминировании французского влияния именно в тот период появилось «неорусское» направление к моде. Оно было связано с постановками опер и спектаклей на русские исторические сюжеты, собиранием народного фольклор.) и костюма. Кульминационными моментами развития этого стиля были придворный бал 1903 года в Зимнем дворце и пышное празднование 300-летни династии Романовых в 1913 году. Прекрасная эта эпоха прервалась с началом Первой мировой войны, предьявившей новые требования к русским женщинам им пришлось начать работать. А большевистский переворот и вовсе поработил их, превратив в несгибаемых устроительниц эфемерного мира, которому так никогда и не случилось быть законченным.Александр Васильев
Продолжение следует...:)