Шампанское в старом Петербурге было больше, чем просто вино, даже дорогое и изысканное. Шампанское было почти что символом столицы Российской империи. Неслучайно на рубеже XIX-XX столетий уверяли, что ни в одном городе мира не пьют столько шампанского, сколько в Северной Пальмире.
Французское шампанское в Петербурге было необычайно дорого. Т. Готье уверял, что шампанское «Вдова Клико»можно попробовать только в России: для бережливых французов оно было слишком дорого. Впрочем, известностью в это время пользовались и другие марки: «Моэт», «Аи» и пр. Император Александр II был большим поклонником шампанского «Луи Родерер».
По желанию императора,своего высочайшего клиента, в 1876 году компания стала выпускать шампанское в особых бутылках, выполненных из граненого хрустального стекла. Этот вид шампанского получил название Cristal, под которым он выпускается и до сих пор.
Столичная знать во второй половине XIX века отдавала предпочтение маркам «Родерер Силлери» и «Каше блан». Шампанское стало самым популярным напитком в среде петербургской гвардии, отвоевав первое место у вошедшего в моду примерно в это же время пунша. Согласно неписанным правилам почти всех гвардейских полков, офицеры, посещавшие перворазрядные рестораны (а в другие им ходить не позволялось), должны были заказывать только шампанское. Шампанское в изобилии пилось при дворе. К середине XIX века при дворе уже прочно установилась традиция отмечать бокалом шампанского наступление Нового года. На Рождество, Новый год и Пасху шампанское в обязательном порядке подавалось даже к столу караульных офицеров в Зимнем дворце. Шампанское было обязательным напитком на придворных балах.
Шампанское действительно стало самым популярным напитком в столице. Бокалы с шампанским непременно сопровождали и свадебные церемонии, да и любые торжества.
Бутылка шампанского сделалась обязательной принадлежностью поздних петербургских завтраков.
На ежемесячных обедах редакции журнала «Отечественные записки» шампанское лилось рекой. На обедах в полковых офицерских собраниях шампанское подавали сразу же после супа и далее при любой перемене блюд.
Наконец, шампанское вошло и в столичную кулинарию, украсив собой рецептуру многих блюд, подававшихся к праздничным столам петербуржцев: не только десерты маркиз и сабайон непременно готовили с добавлением этого вина, в шампанском делали стерлядь и форель, соус из шампанского подавали к запеченным перепелиным яйцам.
В столичных ресторанах подавали и отечественное, и французское шампанское, масштабы же его потребления росли год от года. В царствование Александра II ввоз шампанского еще более увеличился.