Как недавно
обещал, об аритмичном будильнике. Я не помню, откуда он у нас появился...
Вообще, механических часов у бабушки всегда было много, любит она их
- стенные без боя в круглом жестяном лаковом корпусе, висящие на синем шнурке, который со временем выцвел почти добела, и я в отроческие годы подкрасил его купоросом (надо было бы берлинской лазурью, конечно, но откуда ж брать гексацианоферрат?), прабабушкин электромеханический будильник „Слава“, (который я недавно тоже привёл в порядок), „каминные“ часики на деревянной подставке, с приставным анкерным спуском на камнях и двухнедельным или недельным заводом, судя по длине и мощи пружины (они не ходили и были отданы мне на растерзание первыми уж не помню, когда, а из пружины дед делал кивки на зимние удочки для мормышек), два больших круглых серых чисто механических будильника кастрюльного типа, способных поднять мёртвых из могил, китайские „домики“, одни из которых служат уже лет 20, как будто механизм там японский. Да и когда я в школу пошёл, бабушка мне подарила маленький зелёный будильник „Янтарь“, чтоб, значит, не просыпал.
Откуда взялся герой нынешнего поста в квадратном жёлтом пластиковом корпусе, совершенно не известно. Может быть, он попал к нам после того, как в окрестностях разгромили и сожгли ларёк часовщика уж незнамо за что, разбросав безвинные механизмы по всей улице... Но он, сколько я помню, никогда не ходил толком, вернее, ходил стабильно и правильно, но лёжа, а стоя останавливался, и поэтому тоже был моей игрушкой, которую я, правда, не стал разбирать, как многие из упомянутых выше будильников.
Время шло, игрушки переезжали в сарай, а тут я полез и обнаружил, что будильнику не повезло оказаться под текущей крышей, однако же, будучи заведён и положен по старой памяти на циферблат, он пошёл, хотя и заметно хромая. А я люблю такие упорные вещи.
Что ж, снимем заводные ключики и колокольчик. Интересная сособенность механима в том, что ход заводится влево, а бой вправо, поэтому в ходовом ключике левая резьба, и для различения на нём сделана кольцевая проточка.
Видно, что валялся он вверх ногами, краска облупла, на корпусе осела ржавчина, но воды было немного и механизм, скорее всего, уцелел. Задняя стенка должна крепиться к механизму двумя гайками, нет ни одной, но это не беда, гайки тут метрические М2,5 - резьба не самая ходовая, прямо скажем, но я не первый десяток лет разбираю всякую электронику, и такой крепёж у меня есть.
Механизм из корпуса вон, для любопытных дальше фотографии в полном разрешении.
Распускаю пружины. Ещё одно отличие - обычно в будильниках заводной механизм содержит храповик из круглой стальной пластины с упругими усами, которые западают в отверстия на шестерне, а тут есть почти полноценный гешпер с косозубым колесом - шперрадом, собачкой - шперкегелем, но без пружины - шперфедера, которая собачку подпирает и заставляет западать меж зубьев шперрада, вместо этого используется шперкегель в форме коромысла, и западать его заставляет другой зуб шперрада, отжимая второе плечо. И это половинчатое решение не очень надёжно, коромысло изношено и запирается плохо, пружина была бы очень кстати.
В этом ракурсе видно ещё одну особенность - циферблат не из эмалированной жести, а из толстого картона, и от сырости не только покрылся ржавыми разводами, но и покоробился. Стрелки, правда, достаточно далеко и не задевают. Можно было бы сделать полноценную реставрацию - размочить, продезинфицировать, удалить ржавчину кислотой и отпрессовать картонку заново, но лень, пусть остаётся пока, как есть, до обретения антикварной ценности.
Кончик минутного валика заржавел, но стрелки пластмассовые, и снялись легко. Обратная сторона циферблата тоже в ржавчине и немного даже в плесени, похоже, но всё засохло, и если не мочить снова, поживёт и дальше.
Ещё упрощенчество - гайки, крепящие циферблатную пластину, через втулки прижимают к заплечикам стоек и нижнюю платину механизма, так что, сняв циферблатную пластину, нужно или вернуть гайки на место, или действовать аккуратно, чтобы не разъединить платины и не рассыпать механизм раньше времени. Всего опаснее и для часовщика, и для шестерён, было бы разъединять платины при взведённых пружинах.
Чтобы показать количество грязи в этих часах, ввинчиваю макрокольца.
Вексель уже разобран.
Гнёзда в платинах разработаны, но
зафутеровать их у меня возможности нет, потому что больше нет станка под руками, ну да это не так важно для столь кондового механизма, способного ходить, пусть даже лёжа, после десятков лет без чистки и смазки, лет восьми в неотапливаемом сарае и лет двух под протекающей крышей...
Окончательно раскидав механизм, наливаю в баночку керосина и, как обычно, от самых тонких кончиков к самым грязным частям, а напоследок пытаюсь ещё и откеросинить корпус и ржавчину на колоколе и крышках. Тряпочка в кадре в начале процесса была чисто белой.
В ходе отмывки обнаружил, что в одном из цевочных трибов штифт плохо зачеканен и вертится, но не выпадает, и ладно.
Ну а дальше, как известно, „собрать в обратной последовательности“, прокапать смазкой, заклинить на правильное место пружину баланса, отрегулировать упорными камнями его осевую свободу и пустить в ход. И тут-то и была засада - в вертикальном положении размах колебаний баланса по-прежнему составлял всего лишь градусов 120, хотя надо бы 270. Вот даже макровидео с четырёхкратным замедлением.
Click to view
Ясное дело, не хватает подкрепления. Но, как известно, мир спасёт лень, и я решил вернуть механизм в корпус, положить по-прежнему на лицо и дать ему сутки разойтись, размазать смазку по трибам, авось и заработает. И заработал - стучит громко, радостно и ритмично, регулирую теперь ход.
А дальше просто макровидео работы всего анкерного спуска.
Click to view
И картинка-праздник для глаз со всей этой чистой и блестящей латунью.