Вчера и сегодня занимался снова нашими лабораторными стенными часами с боем. Давно ещё мы с m.s.b. их помыли бензином и смазали, и ходили они с тех пор вполне сносно. Но заводя часы, я заметил две вещи. Во-первых, они формально двухнедельные, но завода хватало только на 10 дней, не больше. Во-вторых, при заводе пружины под пальцами как бы срывались. Оба эти признака говорят о том, что трение между витками пружин, загнанных в тесный барабан, недопустимо велико.
Во всяких часах есть возможность вынуть пружинные барабаны, не разбирая механизма полностью, каковой возможностью я и воспользовался. Спустил пружины, явственно ощутив те самые „срывы“ трущихся друг о друга витков, разобрал храповые механизмы, снял втулки, ослабил гайки и, чуть раздвинув платинки, вытащил барабаны сквозь прорези. Если прорезей нет, как было в старых механизмах, после снятия храпового колеса вынимается заводная ось.
Вскрыл барабаны, вынул пружины и опечалился. В стародавние времена кто-то смазал их чем-то вроде литола или солидола. Делать так не следует по двум причинам. Во-первых, из-за сильного давления витков друг на друга, обычная смазка, хоть жидкая, хоть густая, выдавливается. Во-вторых, обычные смазки высыхают со временем, что я и обнаружил. Ходовая, смазанная пообильнее, была густо покрыта насмерть засохшим литолом, то бишь - мыльно-парафиновой смесью, потому что смазки типа солидол и литол суть минеральные масла, загущенные мылами. Лёгкие фракции масел уходят, оставляя тяжёлые парафины и мыла. Боевая пружина же была просто почти сухая, излишек смазки на крышке барабана обратился в нечто вроде чёрного и хрупкого лака.
Немало ушло у меня времени и бензина, чтобы отмочить и отмыть ходовую пружину с обеих сторон, и боевую протереть. Смазывать их лучше всего так называемой „молибденовой“ смазкой, либо же, если нет её, графитовой. Сульфид молибдена и графит распадаются на чешуйки, которые отлично скользят между слоёв металла и при этом не выдавливаются из зазора. Технология простая, если речь идёт о дешёвой графитке - умокнуть палец в смазку и обмазать с одной стороны не жадно, но и без излишней щедрости, всё равно выдавится избыток жидкости, а останется в зазоре только графит. Беречь чистоту рук не приходится, потому что при заправке пружины в барабан в смазке будут обе руки. Работать следует очень осторожно, особенно с мощной боевой пружиной, но и ходовая у маятниковых двухнедельных сильная. Поскольку пружина теперь смазана, она норовит как минимум выпрыгнуть из рук, а то и пальца лишить или барабаном латунным с зубцами в лоб дать, хотя советские пружины гуманные - нет острых краёв, но глядеть надо в оба. Лучше заправлять в кожаных перчатках, если есть. Я предупредил а ответственность за последствия слагаю.
Заправив пружины, вставил оси, помаявшись с зацеплением (надо грамотно обмять незакалённый конец пружины с прорезью, чтобы он плотно облегал ось и хорошо зацеплялся за зуб), закрыл барабаны, собрал механизм, и он ходить отказался. Что думаю, за штука... Сначала подрегулировал водило, чтобы сильно не наклонять механизм в поисках правильного положения равновесия маятника, добился ритмичного хода, ан всё равно замирает маятник, не хватает ему импульса подкрепления. Раз не хватает подкрепления, значит, дело в трении. Помянул я снова правило Джейми Хайнемана: „Не уверен? Смажь!“, и, не разбирая и не отмывая механизма, просто накапал силиконового масла в цапфы шестерён и на зубья ходового колеса, и когда смазка распределилась, часы пошли. Вставил в футляр, подрегулировал молотки, чтобы бой позвонче был, повесил на место и подобрал наклон механизма. Вот пусть и идут дальше.